Заправкам становится тесно
Топливный рынок
Рынок АЗС Петербурга является одним из самых конкурентных в стране, по ряду показателей опережая Москву. Из общего числа заправок лишь 20% являются независимыми, а остальные принадлежат федеральным сетям. Эксперты не исключают, что они продолжат и дальше укрупняться, конкурируя за счет предложения дополнительных услуг. При этом по итогам прошлого года на фоне снижения потребления топлива и падения рынка участники рынка говорят не только о достижении целевых показателей, но и о наращивании объемов продаж.
Для топливного рынка прошлый год оказался более волатильным, чем 2019-й, ведь 2020 год принес множество перемен и вызовов — самоизоляцию, ограничения в передвижении и новые правила поведения в общественных местах, отмечают в пресс-службе сети АЗС «Газпромнефть». Главной проблемой стало снижение спроса из-за падения автомобильного трафика и, как следствие, дальнейшее снижение маржи у операторов и поставщиков. «Потребление топлива сократилось более чем на 6% в объемах при росте средней цены немногим более чем на 2% за год. В денежном выражении рынок упал по отношению к 2019 году на 4%»,— объясняет Валерий Емельянов, аналитик ИК «Фридом Финанс».
Увеличение цены в течение 2020 Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ИК «ЛМС», объясняет снижением производства на НПЗ крупных игроков. «Это создало эффект "тисков" для независимых игроков, зажатых растущими оптовыми ценами и падающим спросом»,— добавляет он. В текущем году рост цен на бензин также продолжился. Так, по итогам января цена увеличилась на 0,9%.
Тем не менее участники рынка замечают, что, несмотря на «проседания» топливной розницы, некоторым игрокам все же удалось компенсировать потери. «В период снижения объемов потребления бензина на розничном рынке Санкт-Петербурга в 2020 году сеть АЗС "Газпромнефть" нарастила объемы продаж бензинов по сравнению с предыдущим годом на 5%. По подсчетам аналитиков сети, каждый пятый литр топлива на рынке Санкт-Петербурга в 2020 году приобретался на АЗС "Газпромнефть"»,— говорят в пресс-службе сети АЗС «Газпромнефть».
В компании «Татнефть-АЗС-Северо-Запад» подтверждают, что к концу года ситуация полностью восстановилась, а часть потерь удалось компенсировать возникшей маржой на фоне падения цен на сырье. В недавнем интервью BG директор ООО «Татнефть-АЗС-Северо-Запад» Айдар Хабибуллин замечал, что потери у компании были, особенно на приграничных АЗС, а именно в Ивангороде и на границе с Финляндией. «На этих АЗС потери продаж в литрах доходили до 70%. Тем не менее мы достигли целей, поставленных перед компанией на 2020 год»,— уточнял господин Хабибуллин.
Факторы роста
По мнению собеседников BG, коронавирус в какой-то степени стал катализатором изменений в работе компаний, в том числе усилив процесс диджитализации. «Пандемия стала мощным стимулом для развития цифровых технологий на топливном рынке: мобильные приложения, как и возможность бесконтактной заправки, запустили практически все участники рынка»,— поясняет Денис Мигаль, основатель сети автосалонов Fresh Auto. Сейчас автозаправочные станции также продолжают фокусироваться на оптимизации площадей, автоматизации процессов для сведения к минимуму взаимодействия клиента и оператора, а также развитии интерактивных технологий и медиа, превращая АЗС в рекламную площадку. Среди цифровых новшеств эксперты выделяют автоматический мониторинг и контроль процессов на АЗС в режиме онлайн через единый центр мониторинга для поддержания стабильности процессов и снижения рисков.
Так, например, в пресс-службе сети АЗС «Газпромнефть» называют цифровые системы компании, позволяющие управлять всей цепочкой создания стоимости, важным фактором, способствовавшим положительной динамике итоговых результатов деятельности. Среди других причин — открытие АЗС на трассе М11, рестайлинг ряда станций и реновация торговых залов на АЗС в 2019–2020 годах. «Изменилось восприятие сети, что позволило существенно увеличить долю рынка в Санкт-Петербурге»,— объясняют в пресс-службе «Газпромнефти». Для повышения операционной эффективности розничного бизнеса сеть АЗС «Газпромнефть» планирует продолжать развитие партнерских моделей.
По мнению экспертов, развитие сетей теперь возможно за счет новых услуг. «Например, магазины, кафе, мойки, заправки для электрического и газового транспорта могут увеличивать посещаемость АЗС и прибыль, так как новые услуги более рентабельны»,— уверен господин Кумановский.
«Татнефть-АЗС-Северо-Запад», в свою очередь, провела в прошлом году интеграцию с компанией «Яндекс» в проектах «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Заправки», а также реализовала возможность приема топливных карт «Татнефть» на 75 АЗС Neste, которые были приобретены «Татнефтью» в 2019 году. При этом в планах компании на текущий год — провести ребрендинг и продолжить реконцепцию 15 АЗС, запущенную в 2017 году, которая продолжится в течение 2022–2023 годов. После проведения ребрендинга все принадлежащие ПАО «Татнефть» АЗС в СЗФО перейдут в премиальный сегмент.
Насыщен до предела
С тем, что рынок АЗС в Санкт-Петербурге один из самых насыщенных и конкурентных, даже по сравнению с Москвой, соглашаются все собеседники BG. В городе представлены западные компании и практически все отечественные топливные игроки. Большая часть из них принадлежит вертикально интегрированным компаниям, поскольку доля независимых игроков за последние два года серьезно сократилась: «Роснефть» приобрела Петербургскую топливную компанию, а «Татнефть» купила сеть АЗС Neste в Санкт-Петербурге и топливный терминал. В результате этого 80% на рынке теперь занимают вертикально интегрированные компании: ЛУКОЙЛ, «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», а оставшиеся 20% — независимые игроки: «Шелл нефть», «Фаэтон» и «Серкл Кей».
«Рынок Санкт-Петербурга более насыщен сетями заправок, чем другие регионы страны. На город с населением 5 млн человек и 1,8 млн автомобилей здесь располагается более 600 АЗС. То есть по одной на каждые 8300 человек и на каждые 3000 авто. Для сравнения, в Москве на 12 млн человек и 3,8 млн авто приходится всего 750 АЗС, то есть обеспеченность заправками примерно вдвое ниже»,— объясняет господин Емельянов. Столь высокая относительная плотность АЗС в Петербурге провоцирует более острую конкуренцию за клиента и подталкивает операторов к объединению и укрупнению. «Этот процесс, вероятно, будет продолжаться еще не один год, в основном за счет скупки федеральными сетями малых независимых игроков»,— добавляет эксперт.
С поглощением независимых игроков на рынке Петербурга дальнейшие сделки по поглощению конкурентов должны прекратиться, полагают эксперты. «Вполне вероятно приобретение независимых АЗС, находящихся на местах хорошей реализации, целиком же сети приобретать никто не будет»,— полагает Дмитрий Гусев, вице-президент Независимого топливного союза. По его мнению, когда оптовые цены на бирже превышают розничные, гораздо легче дождаться банкротства интересующих независимых заправок, и купить их с торгов за гораздо меньшие деньги.
Нажать на газ
В связи со стимулированием перехода на газомоторное топливо в Петербурге продолжится развитие газозаправочной сети в рамках реализации пилотного проекта «Развитие рынка газомоторного топлива в Санкт-Петербурге» на 2019–2023 годы, осуществляемого «Газпромом» и правительством Санкт-Петербурга. В настоящее время газозаправочная сеть «Газпрома» в Северной столице включает десять объектов: семь автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), многотопливную автомобильную заправочную станцию и две площадки для передвижных автогазозаправщиков. Планируется, что к 2024 году сеть АГНКС увеличится в 2,5 раза — до 25 объектов. Кроме того, компания рассматривает возможность создания инфраструктуры для заправки городского и водного транспорта с помощью сжиженного природного газа. При этом правительство Санкт-Петербурга продолжит расширять парк муниципальной газомоторной техники. Из федерального и регионального бюджетов на это планируется выделить 430 млн рублей. Так, согласно проекту региональной программы газификации, рассчитанной на 2021–2025 годы, к 2025 году количество автотранспортной техники, работающей на природном газе, достигнет 5675 единиц.