Иностранный опыт
Как развивают аграрное образование за рубежом
Необходимость привлечения в АПК квалифицированных кадров стоит не только перед российской отраслью. За рубежом активно используют собственные модели. В США, к примеру, одна из самых развитых систем вовлечения в отрасль школьников, которая охватывает более 8 млн детей, а в странах ЕС появились фермы-инкубаторы, которые позволяют начинающим предпринимателям проверить свои силы в АПК.
Американские примеры
Как отмечают эксперты, для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров в российском АПК стране необходима системная политика по обеспечению сельскохозяйственной грамотности школьников. Начальник отдела экономики инноваций Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Надежда Орлова уверена, что без этого российские аграрные вузы не получат талантливых и мотивированных абитуриентов в нужном объеме. В качестве позитивного примера эксперт приводит США, где в подобную систему вовлечено более 8 млн школьников и почти 100 тыс. учителей.
Американская система включает три основных элемента, рассказывает госпожа Орлова. Первый — AITС (Agriculture in the Classroom) — «Сельское хозяйство в классе», при котором дети углубленно получают профильные теоретические знания, занимаются в школьных оранжереях или выращивают зелень на вертикальных фермах, делают несложные опыты. Второй — это SAE (Supervised Agricultural Experience) — «Сельскохозяйственный опыт под наблюдением», под которым понимается трудовое воспитание и обучение. Кроме того, дети проходят основы финансовой грамотности: их учат правильно планировать бюджеты и не злоупотреблять кредитами, уделяют большое внимание формированию предпринимательской жилки. Продажа выпечки или поделок соседям — одно из обязательных заданий программы SAE. Третий элемент — молодежные организации школьников, аграрно ориентированная часть скаутского движения, которая представлена, например, FFA «Будущие фермеры Америки». Это организация национального уровня, в которой участвуют сельскохозяйственные классы средней школы, а число участников достигает 670 тыс. человек.
Задача таких организаций — формирование у детей духа соревнования и стремлений к лидерству, интереса к науке и технике, позитивного имиджа работы в АПК. С этой целью организуется множество различных конкурсов, конференций и соревнований, большое внимание уделяется презентации карьерных возможностей и траекторий профессионального успеха, рассказывает Надежда Орлова. По ее словам, абитуриент аграрного направления в такой стране — это человек, который прошел систему профориентации и хорошо представляет себе варианты будущего обучения, ориентируется в профессиях, уверенно планирует свое обучение. Кроме того, он понимает, как меняется вознаграждение в зависимости от конкретных компетенций,
Выпускник американской школы может продолжить аграрное образование в ряде университетов страны и получить степени бакалавра или магистра по таким направлениям, как ветеринария, фермерство, наука, менеджмент, коммуникации и пр. Профильные университеты также имеют собственные лаборатории и экспериментальные фермы, что позволяет студентам развивать научную карьеру.
В Канаде есть подобная американской образовательная программа для школьников AITC-C (Agriculture in the Classroom Canada). Оператор программы — благотворительная организация, цель которой продвигать ценность аграрной отрасли и помогать учащимся строить карьеру в продовольственном секторе. Для соискателей предоставляются стипендии. Раз в месяц организация проводит месяц канадской аграрной грамотности.
Европейский подход
В ЕС, несмотря на развитость фермерства, полноценной системы аграрного образования практически нет. Как говорится в материалах Европарламента, практический опыт имеют 70% из занятых в секторе фермеров, однако полную аграрную подготовку прошли только 8,5% человек. При этом большая часть фермеров в ЕС старше 55 лет, треть — старше 65 лет, а только 6,9% — младше 35 лет. В целом во всех странах ЕС аграрное образование — часть общего. Оно в основном нацелено на то, чтобы подтолкнуть учащегося начать карьеру в качестве наемного менеджера или как сельхозпроизводитель на своей земле. Организация аграрного образования зависит от устройства образовательной системы конкретной страны ЕС.
Во Франции аграрное образование охватывает более 800 средних школ и около 20 университетов по всей стране. Среди программ обучения — переработка и продажа продуктов питания, защита растений и животных, качество и безопасность продовольствия и пр. Программы обучения, в которые вовлечено более 400 тыс. человек, сочетают в себе теорию и практику на фермах, в том числе за рубежом. Более того, студентов стимулируют проходить практику в других странах ЕС, так как считается, что это расширяет их профессиональные горизонты. Для уже занятых в аграрном секторе людей существуют программы, которые позволяют им путешествовать и работать на разных фермах, чтобы совершенствовать свои знания.
Среди европейских инноваций в аграрном образовании — инкубаторы-фермы — специальные программы, которые позволяют будущим фермерам протестировать свою бизнес-модель до того, как начинать настоящее производство. Эти программы предоставляют доступ к земле, коммуникациям, капиталу, заемным средствам и дают возможности приобрести необходимые навыки в управлении фермой и бизнес-планировании. Фермеры могут работать в таких инкубаторах ограниченный срок — от двух до трех лет — в условиях пониженных рисков. В частности, им постоянно помогают наставники: действующие или бывшие фермеры. В конце испытательного периода пользователь инкубатора решает либо продолжать бизнес, либо отказаться от проекта. Подобные инкубаторы можно найти в Бельгии, Великобритании и Франции, где они работают под разными брендами.
Развивающиеся рынки
Схожая программа действует в Китае, где развитие сельскохозяйственных зон — один из приоритетов местных властей. Так, Китайский аграрный университет в Пекине уже почти десять лет развивает проект Science & Technology Backyard (STB), который позволяет студентам применять свои знания в деревнях по всей стране. Цель проекта — трансформировать академические достижения в повышение производственных показателей отрасли. К примеру, за шесть лет средняя урожайность пшеницы в провинции Хэбей, где была основана первая ферма—участник проекта STB, выросла с 5,6 тонны до 7,2 тонны с 1 га, а урожайность кукурузы — с 6,4 тонны до 9,1 тонны с 1 га, писало издание China Daily. Другой похожий пример — Фермерские полевые школы (Farmer Field School), которые были придуманы продовольственной организацией ООН, а в Пекине применяются в выращивании томатов. Основная особенность проекта — групповое обучение фермеров, что позволяет им лучше воспринимать новые технологии.
Вопрос квалифицированных кадров в АПК Китая также стоит достаточно остро. Так, в середине 2010-х годов высшее образование в стране имели только 13% фермеров, а 37% окончили только начальную или среднюю школу. Сегодня аграрное образование в стране разделено на три уровня: академическая карьера, среднее профессиональное образование и переподготовка взрослых специалистов. В среднем получение степени бакалавра в аграрном университете в Китае занимает два-три года, доктора наук — три-четыре года. Во многих университетах на постоянной основе работают профессора из США, Великобритании, Австралии и пр. В числе направлений подготовки — агрономия, генетика растений и животных, защита растений, зоология и анатомия животных, семеноводство, биотехнологии, агрометеорология и пр. Выпускники проходят практику на китайских агропромышленных предприятиях.
В Бразилии — одном из ключевых поставщиков продовольствия в мире — задачи повышения уровня образования в АПК решает в том числе Национальная служба образования для сельских районов (SENAR), которая разрабатывает и управляет программами подготовки кадров. Сегодня в SENAR занято около 6 тыс. инструкторов, которые специализируются на подготовке специалистов для различных отраслей АПК: от небольших кофейных плантаций до крупных животноводческих ферм. Только в 2017 году инструкторы SENAR провели почти 730 тыс. курсов, которые можно прослушать и дистанционно. Всего же с 1991 года через службу прошло более 70 млн человек.
Среди проектов SENAR — специальные курсы, разработанные для женщин, которые хотят разбираться в сельскохозяйственном бизнесе. Курсы включают пять сессий по восемь часов, в течение которых слушательницы учатся запуску бизнеса, расчетам урожая, пониманию экономических индикаторов и пр. Сегодня SENAR также развивает программу «Фермы будущего» (Future Farm Program), которая должна подготовить сельхозпроизводителей к работе на иностранных рынках. Речь идет о производителях зерна, мяса, молока, кофе, фруктов, которых знакомят с экономическими моделями разных стран, что позволяет им лучше подготовиться к торговле продовольствием в глобальном масштабе. Кроме того, слушатели учатся механизмам управления рисками, такими, например, как фьючерсные контракты и страховка.