Суд избрал журналистам DOXA запрет определенных действий
Судьи Басманного суда Москвы Евгения Николаева и Наталья Дударь избрали меру пресечения журналистам студенческого издания DOXA в виде запрета определенных действий на два месяца, сообщают корреспонденты “Ъ”. До 14 июня Владимиру Метелкину, Алле Гутниковой, Армену Арамяну и Наталье Тышкевич запрещено выходить из жилого помещения, общаться с любыми лицами, кроме родственников, адвоката, сотрудников следствия и контролирующего органа, пользоваться интернетом. О такой мере пресечения ходатайствовало следствие в рамках расследования уголовного дела по ст. 151.2 УК (вовлечение несовершеннолетнего в противоправные действия).
Интернет-журнал DOXA создали в 2017 году студенты и выпускники ряда вузов, преимущественно НИУ ВШЭ. Издание позиционирует себя как «независимый студенческий журнал о реалиях современного университета». Издание рассказывало о проблемах российской образовательной системы, поднимало темы коррупции и сексуальных домогательств в вузах. В 2019 году DOXA активно поддерживала студентов, которых задерживали на акциях протеста из-за выборов в Мосгордуму.
Как рассказал “Ъ” адвокат правозащитной группы «Агора» Леонид Соловьев, представляющий интересы фигуранта дела Армена Арамяна, признаки преступления следствие усмотрело в видеоролике DOXA, в котором журналисты издания говорили, что угрозы руководства вузов отчислить студентов из-за участия в акциях в поддержку политика Алексея Навального незаконны. После публикации по требованию Роскомнадзора DOXA удалила этот ролик, но, по словам адвоката Соловьева, в материалах дела все же есть эта запись. Каким образом ролик появился в деле, если был удален, защитник не знает.
Обосновывая ходатайство об ограничении в отношении господина Метелкина, следователь заявил, что тот, находясь без меры пресечения, может вступить в связь с другими, еще неустановленными участниками преступления. Журналист говорил, что запрет определенных действий нарушит жизнь его семьи: у него мать страдает астмой, и ему нужно ходить ей за лекарствами, а также гулять с домашними животными и ездить в библиотеку, писать диплом. Защита просила отказать в ходатайстве содействия. Но судья Николаева не согласилась даже ограничить время, в которое нельзя покидать жилище, ночными часами.
Следствие просило запрет определенных действий в отношении Аллы Гутниковой, поскольку фигуранты дела могут «продолжить преступную деятельность, уничтожить доказательства и воспрепятствовать следствию», «вступить в контакт с еще не установленными участниками преступления, выработать план действий по воспрепятствованию следствию, оказать давление на свидетелей». Адвокат госпожи Гутниковой Дмитрий Захватов просил судью Дударь и следствие объяснить, где в деле призывы к несовершеннолетним. Они молчали. Защитник добавил, что в деле нет ни одного показания несовершеннолетнего, который сказал бы, что видел это видео. Господин Захватов также заявил, что фактически следствие просило не запрет на определенные действия, а домашний арест, и просил отказать в ходатайстве.
Адвокат Армена Арамяна Леонид Соловьев обратил внимание, что ни в одном из показаний свидетелей нет признаков вины его подзащитного и остальных фигурантов. Также, по его словам, отсутствуют признаки, что это было обращение к несовершеннолетним и попытка призвать к противоправным действиям. Адвокат также отметил, что его подзащитный не может скрыться, так как его загранпаспорт находится у следователя. Однако судья Наталья Дударь удовлетворила ходатайство следствия.
Защита Натальи Тышкевич просила уменьшить время по запрету покидать жилище, поскольку ей нужно ходить на работу и обеспечивать себя. Судья Николаева сказала, что рассмотрит это ходатайство, но в итоге согласилась со следствием, которое настаивало на том, чтобы запретить госпоже Тышкевич покидать жилье в любое время.
Обвиняемым по этому делу также проходит находящийся за рубежом Леонид Волков, глава штабов Алексея Навального. Поводом для обвинения господина Волкова, как сообщал Следственный комитет России 28 января, стали призывы в соцсетях «об участии в несанкционированных митингах».
Ваш браузер не поддерживает видео
Подробнее о деле — в публикации “Ъ” «"Это сигнал остальным молодым журналистам"».