Детектив по Станиславскому
Татьяна Алешичева о Кейт Уинслет в сериале «Мейр из Исттауна»
Канал HBO (в России — «Амедиатека») показывает сериал «Мейр из Исттауна» с Кейт Уинслет в роли битой жизнью полицейской, которая пытается удержать мир на своих плечах
Мейр Шиэн (Уинслет) — суровая тетка-детектив на рутинной работе, с погасшим взглядом и следами былой красоты. Она со знанием дела пакует в наручники наркомана с соседней улицы за разбойное нападение, отправляет в участок с подоспевшей патрульной машиной и остается выслушивать вопли его ошалевшей от такой жизни жены — этих двоих она, разумеется, знает с детства. В Исттауне все приходятся друг другу родственниками или бывшими — одноклассниками, возлюбленными, мужьями и женами. В доме Мейр живут три поколения ее беспокойной семьи: строптивая мать, которой лишь бы пререкаться по любому поводу, своевольная дочь-подросток Шивон и любимчик Мейр — ее внук, чистая радость, потому что все время что-то ласково лепечет, а пререкаться еще не научился. Бывший муж Мейр тоже тут как тут — поселился со своей новой пассией аккурат в соседнем доме. Вся эта орава могла бы враз свести с ума кого-нибудь пожиже, но Мейр — тетка крепкая и не склонная к сантиментам, и пока справляется. Но и она не всесильна и наладить жизнь в исттаунской хмари в одиночку не может — год назад без вести пропала да так и не нашлась дочь ее одноклассницы, и упреки за бездействие всего полицейского участка выслушивать снова ей. Окончательный раздрай в Исттауне наступает, когда в лесном ручье находят труп школьницы, учившейся в одном классе с дочерью Мейр.
Кажется, голливудский сценарист Брэд Ингелсби внимательно смотрел одну из лучших британских полицейских драм последних лет «Счастливая долина». Весь бэкграунд Мейр, включая ее неизбывную семейную трагедию, контуры которой проступят лишь к середине сезона, будто срисован оттуда. И не только — как заметил один остроумный рецензент, сериал не оставил нетронутым ни одно клише полицейских драм. Тут все на месте: вот коп с незадавшейся личной жизнью, вот путается под ногами бестолковый напарник, вот убитая Лора Палмер. А вот и священник с подмоченной репутацией, охочий до юных дев, и главный троп таких историй — мотив навредить ближнему есть у каждого второго, потому что слишком уж крепко сплелись в горе и радости жизни обитателей Исттауна. Такие детективы из года в год пересобирают одну и ту же историю маленького городка с большими тайнами, которые в каждой гостиной старательно заметают под ковер. Однако не в каждом таком сериале главную роль играет Кейт Уинслет.
Уинслет сейчас 45 лет, 30 из них она снимается. В ее актерской карьере полно наград и регалий, включая «Оскар», и есть смешная история про него. В 2005-м Уинслет снялась в «Массовке» Рики Джервейса в пародии на саму себя, где произносила с экрана, что, если очень хочется «Оскар», надо сняться в фильме про Холокост. В 2008-м она его наконец получила за фильм «Чтец» — и да, он был про Холокост. С тех пор прошло множество световых лет, и как актриса Кейт Уинслет сейчас находится в такой форме, что может создать оскаровский перформанс из ничего, если просто пройдет в кадре справа налево. Это тот уровень актерской игры, когда искусство заключается не в том, чтобы начать что-то изображать, а в том, чтобы перестать — ровно по Станиславскому.
От ее Мейр Шиэн буквально не оторвать глаз. Она ходит вразвалку, цедит что-то сквозь зубы, а дома не выпускает из рук бутылку пива. Когда ей на помощь пришлют молодого копа Колина Зейбла (Эван Питерс), она для начала не подаст ему руки. А на первый совместный выезд рванет с места так, что он едва не расшибет голову о лобовое стекло машины. Он в ответ будет смотреть на нее восторженными глазами и приносить по утрам кофе. Потому что любому понятно: она волочет непомерную ношу на своих плечах — кажется, что все хрупкое благополучие Исттауна исключительно заслуга этой усталой тетки с тяжелым взглядом. Отступи она от своих обязанностей, сложи руки — и все рухнет, повсюду будут раздаваться плач и скрежет зубовный. Мейр не улыбается даже на свидании с заезжим кавалером (Гай Пирс) — потрепанным, но обаятельным писателем, по-видимому приглянувшимся ей исключительно потому, что не местный. Беда в том, что Мейр не может расслабиться и не хочет, чтобы ей помогали. И она лучше наломает дров, чем признается, что не справилась. То же самое она скажет и назначенному ей начальством психотерапевту: «Я уже ходила на терапию раньше, когда мы с мужем были близки к разводу».— «И как прошло?» — «Мы развелись».
Превратить навороченный, густонаселенный и пухнущий от избытка сюжетных линий детектив в драму и в собственный бенефис — актерская задача одного уровня, но Уинслет здесь берет выше, заставляя историю пересобраться из разнообразных клише вокруг ее героини и ожить. Когда пресловутой актерской игры не видно — это совсем другой уровень.
Смотреть: «Амедиатека»