Яды выдавливают из сети
Петербургские депутаты предлагают новые блокировки сайтов
Законодательное собрание Петербурга в первом чтении утвердило проект инициативы, которую планируется направить в Госдуму. Парламентарии хотят дать силовикам возможность блокировать сайты, на которых публикуется информация о способах изготовления и употребления сильнодействующих веществ и ядов. Ответственность за их незаконный оборот предусмотрена, однако количество преступлений растет. Депутаты считают, что их предложение поможет предупредить возможные правонарушения. Проект уже одобрен Советом законодателей. Эксперты считают закон полезным, но труднореализуемым в условиях сетевого пространства.
Проект о внесении изменений в 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» разработали единороссы Денис Четырбок и Анастасия Мельникова. Они предлагают включить в перечень сайтов, подлежащих блокировке, те, на которых публикуются инструкции по изготовлению сильнодействующих и ядовитых веществ (перечни утверждены постановлением правительства РФ № 964).
Сильнодействующие — это вещества, которые нельзя употреблять без назначения врача. Они могут вызывать зависимости, негативно влиять на нервную систему. В их число входят стероиды, различные антидепрессанты и тому подобное. Ядовитые же вещества оказывают негативное влияние на организм, в том числе приводят к смертельному исходу. К первым относятся, например, «Станозол» (анаболик) или «Клозапин» (антипсихотик). Ко вторым — змеиные яды, метиловый спирт, металлическая ртуть и так далее.
Эти списки разработаны для применения ст. 234 УК РФ (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта). Несмотря на наличие ответственности, количество преступлений, согласно данным МВД, продолжает расти. В 2019 году по данной статье было возбуждено только 31 уголовное дело, а в 2020 — 155. Полиция указывает на взаимосвязь данного факта с распространением информации о сильнодействующих и ядовитых веществах в интернете.
Основной разработчик проекта федеральной инициативы Денис Четырбок заявил, что о расширении полномочий у депутатов попросила именно полиция. «Мы этот проект разрабатывали, находясь на прямой связи с главком МВД. Они просили заняться этим вопросом. Количество преступлений растет, а полиция постоянно мониторит и находит сайты с информацией, которую следовало бы заблокировать, но в силу закона сделать они это не могут. В первом чтении мы начали устранять эту проблему»,— отметил господин Четырбок. Он также подчеркнул, что проект инициативы был предварительно одобрен Советом законодателей при Федеральном собрании. «Только одобренные инициативы следует подавать, так как иначе шансов на их принятие мало»,— отметил парламентарий.
Если закон будет принят на всех уровнях, то полиция получит право заблокировать любой сайт, на котором содержится информация из перечня правительства. Заниматься этим, вероятно, будет Управление по контролю за оборотом наркотиков, предположил господин Четырбок, однако «в МВД сами разберутся».
Председатель движения «Стопнаркотик» Сергей Полозов считает, что закон был бы полезен, если бы его можно было реализовать на практике. «Инициатива полезная: распространение и пропаганда идет через интернет,— но в основном не через сайты, а через мессенджеры. В первую очередь Telegram. Работают там боты, а их блокировка технически не происходит. То есть один бот блокируют, но создать новый — дело пяти минут. Нужен инструмент блокирования финансовых потоков. Основных потоков три: Tele2, Qiwi-кошелек и биткоины. Даже если наладить работу с первыми двумя, это уже будет хороший результат, так как с биткоинами немногие станут разбираться. Тему даркнета я даже поднимать не хочу. Что касается именно сайтов, то они тоже есть, но с ними Роскомнадзор справляется»,— отметил господин Полозов. Он также считает, что больше требований нужно предъявлять к практике правоприменения. «Возможно, при принятии закона следует предусмотреть какие-то KPI-показатели — закон должен повлиять на ситуацию. Может, также нам стоит помочь полиции не законами, а какими-то техсредствами, людьми, специалистами. Тактика чтобы была какая-то»,— размышляет Сергей Полозов.