«Платон» променяли на истину
Республика отказалась от идеи взимать плату с большегрузов на местных дорогах
Татарстан решил пока не вводить плату за проезд большегрузов по дорогам регионального и местного значения. В парламенте республики подсчитали, что тарифы регионального «Платона» могли бы превысить 8 руб. за км, что ухудшило бы финансово-экономическое состояние предпринимателей и повлекло рост цен. Профильный комитет исключил из своего плана разработку соответствующего законопроекта. Участники рынка грузоперевозок считают, что идея регионального «Платона» была изначально «бредовой» и могла «уничтожить бизнес», так как предприниматели из других регионов не стали бы ездить в Татарстан из-за высоких издержек.
Госсовет Татарстана отказался от разработки проекта федерального закона, который позволяет регионам взимать плату с большегрузов массой более 12 тонн (по аналогии с федеральной системой «Платон»). Об этом на заседании комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию сообщил его глава Александр Тыгин («Единая Россия»). По его словам, депутаты и эксперты рабочей группы посчитали, что «такая законодательная инициатива преждевременна». В результате разработку законопроекта исключили из плана комитета.
Из материалов Госсовета и министерства транспорта и дорожного хозяйства республики следует, что сеть региональных дорог Татарстана (протяженностью 13,5 тыс. км) «имеет в основном четвертую техническую категорию», то есть построена из расчета нагрузки 6 тонн на каждую ось. «Движение тяжеловесов по сети дорог существенно влияет на несущую способность дорожного полотна и ее состояние. В настоящее время 52,3% дорог не соответствуют нормативным требованиям, в том числе и по нагрузке на ось, и по наличию дефектов»,— говорится в сообщении. В парламенте отмечают, что «снижение прочности дорожного покрытия влечет за собой появление остаточных деформаций и, как следствие, ухудшение ровности, снижение скорости и ухудшение условий движения».
Вместе с тем расчеты финансового моделирования показали, что «для полного возмещения ущерба, наносимого грузовыми транспортными средствами, оптимальная плата за проезд должна составлять от 3,07 руб. за км до 8,63 руб. за км». «Введение такой платы может привести к ухудшению финансово-экономического состояния предпринимателей»,— пришли к выводу члены рабочей группы, указав, что грузовые перевозки относятся к отрасли экономики, которая «в наибольшей степени» пострадала из-за ограничений в пандемию COVID-19. Также региональный «Платон» может привести «к повышению удельных транспортных издержек производителей» и «конечной цены продукции для населения». Александр Тыгин добавил, что «процесс создания института, культуры платного пользования региональной инфраструктуры будет формироваться в любом случае, при стабилизации экономики». «К этому вопросу комитет еще вернется»,— обещал депутат.
На федеральных дорогах (общая протяженность 50,8 тыс. км) система «Платон» работает с 2015 года. Собранные деньги за проезд большегрузов свыше 12 тонн распределяются в том числе между регионами и идут на финансирование дорожного ремонта и строек. Оператором системы является компания «РТ-Инвест Транспортные системы», 23,5% в которой принадлежит Игорю Ротенбергу, а 50% — АО «РТ-инвест», в которой 25% владеет госкорпорация «Ростех». Изначально тариф в рамках «Платона» составлял 1,53 руб. за 1 км пробега. С 1 февраля 2021 года он вновь повышен — до 2,34 руб. за 1 км. Водителям за неуплату грозит штраф в размере 5–10 тыс. руб.
По данным на 15 марта 2021 года, в системе «Платон» зарегистрировано 629 тыс. грузоперевозчиков и 1,45 млн транспортных средств. В дорожный фонд России собрано 140,3 млрд руб. (включая взысканные штрафы). На средства отремонтировано 130 мостов и 3,3 тыс. км дорог, говорится на сайте системы. Против «Платона» выступали предприниматели по всей России, в том числе акции протеста проходили в Татарстане. В 2017 году депутат фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Артем Прокофьев подготовил проект закона об отмене «Платона» (законопроект так и не был отправлен в Госдуму).
За разработку в республике своей системы «Платон» выступал президент Татарстана Рустам Минниханов. На сессии Госсовета он предлагал «подумать, что будет с нашими региональными дорогами, ведь весь поток уйдет на региональные». «Мы должны защитить наши дороги. Тем более они вообще не приспособлены для таких нагрузок. Я поэтому предлагаю поручить профильному комитету и министерству отработать и четко расписать последствия. Мы должны принять определенные меры»,— указывал президент республики. В конце 2020 года господин Тыгин заявлял журналистам, что комитет подготовил соответствующий проект федерального закона, и его тогда поддержали эксперты комитета. Документ был направлен в Госдуму на «нулевое чтение», однако о реакции федеральных парламентариев не сообщалось.
«Изначально это была бредовая идея»,— считает председатель правления Объединения перевозчиков Казани Владислав Абрамов. Он объяснил, что федеральные дороги прямые: «Каждые 100 км ставишь вышку, и всю территорию РФ 400 рамок закрывают». Однако в Татарстане на региональных и муниципальных дорогах «много ответвлений, к каждому городу несколько подъездов», указал он. «Чтобы закрыть все повороты, надо где-то 250 рамок построить. Стоимость каждой — 30–50 млн руб. По деньгам это будет сопоставимо с внедрением российского "Платона"»,— поделился своими расчетами господин Абрамов.
Он полагает, что в итоге тариф в Татарстане мог превысить прогнозы комитета, составив 20–30 руб. за км. «Но эти деньги никто платить не будет. Предприниматели из других регионов просто не поедут в нашу республику: не повезут сюда продукцию и не поедут за нашей. Мы просто выпадем из рынка, уничтожим бизнес. Татарские перевозчики, производители, потребители — все пострадают»,— полагает он. Господин Абрамов добавил, что расценивал проект региональной системы как «коммерческий проект», чтобы «взять еще с кого-то денег под любым соусом». «Слава богу, здравый смысл восторжествовал»,— заключил перевозчик.