«ЧТЗ-Уралтрак» потянуло к морю

Завод осваивает производство новой продукции, чтобы улучшить финансовое положение

Завод «ЧТЗ-Уралтрак» начал выпуск универсальных морских контейнеров. Первый опытный образец тары уже прошел проверку. Руководство предприятия считает направление перспективным и надеется поправить за счет него финансовое положение. По мнению экспертов, заводу будет непросто конкурировать с устоявшимися игроками рынка.

К лету завод планирует перейти к серийному выпуску морских контейнеров

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

ООО «ЧТЗ-Уралтрак» (в составе Уралвагонзавода входит в госкорпорацию «Ростех») начало освоение производства универсальных морских контейнеров в ходе программы по диверсификации деятельности. Под изготовление контейнеров на заводе выделен участок в сварочном цехе производства инженерных машин, где задействован коллектив из десяти сварщиков и слесарей-сборщиков. Производственную линию оснастили новыми сварочными полуавтоматами, предназначенными для работы с тонким металлом.

Предприятие уже выпустило первый опытный образец, который успешно прошел промышленные испытания на прочность и водонепроницаемость. Для отработки технологии изготовления и транспортировки до конца мая планируется изготовить еще три образца контейнеров. Затем ожидается переход к их серийному выпуску. По мнению руководства предприятия, линия производства контейнеров будет востребована в связи с возросшим спросом на контейнерные перевозки небольших партий товара в условиях пандемии коронавируса.

«Объем потребности отечественного рынка в 40-футовых морских контейнерах на этот год мы оцениваем в тысячу единиц. Это перспективный рынок, с крупными клиентами. Уверен, что производство станет для ЧТЗ неплохим подспорьем»,— цитирует исполняющего обязанности генерального директора ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Владимира Лебедева пресс-служба компании.

Как считает промышленный эксперт Леонид Хазанов, устойчивый спрос на морские контейнеры на рынке позволит «ЧТЗ-Уралтрак» после пуска производства снизить зависимость от выпуска колесной и гусеничной дорожно-строительной техники.

«ЧТЗ может столкнуться с сильной конкуренцией со стороны российских производителей — “РМ Рейла”, “Балтийского контейнера” или “Питерэнергомаша”, давно работающих на рынке, и китайских поставщиков, предлагающих довольно низкие цены. Если ЧТЗ сможет обеспечить потенциальным клиентам выгодные для них стоимость и сроки производства контейнеров, то проблем с заказами, я думаю, не будет, если же нет, то проект провалится»,— считает Леонид Хазанов.

По мнению аналитика «Фридом Финанс» Евгения Миронюка, начало производства морских контейнеров несущественно изменит финансовое положение «ЧТЗ-Уралтрак», поскольку полноценно конкурировать с другими производителями на российском рынке компания сможет лишь в долгосрочной перспективе. «В мире наблюдается острый дефицит морских контейнеров. Пока эта тенденция в полной мере не отразилась на рынке морских контейнеров, используемых российскими компаниями. Например, грузооборот российских морских портов Балтийского бассейна в 2020 году снизился на 6% по сравнению с 2019 годом и составил 241,5 млн тонн. Но текущие тенденции 2021 года говорят о росте грузооборота»,— подчеркнул Евгений Миронюк.

Как отмечает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, судя по статистике, контейнерные перевозки в стране активно развиваются, что привело к дефициту контейнеров на рынке. В связи с этим, считает аналитик, решение «ЧТЗ-Уралтрак» выглядит вполне логичным, поскольку близость к соседним странам повышает возможности для экспорта.

«Вряд ли компания ставит своей целью сразу начать конкурировать с основными производителями контейнеров в стране, ведь ей необходимо организовать их производство и осуществить сертификацию. Однако через некоторое время компания может начать полноценную конкуренцию с другими изготовителями контейнеров в стране и стать одним из ведущих игроков этого рынка. В пользу компании играет то обстоятельство, что она расположена на пересечении транспортных коридоров»,— отмечает Дмитрий Баранов.

ООО «ЧТЗ-Уралтрак» занимается выпуском дорожно-строительной техники и продукции по гособоронзаказу и военно-техническому сотрудничеству. Сейчас завод имеет большие долги перед контрагентами и поставщиками ресурсов. По данным картотеки арбитражного суда региона, максимальная задолженность у предприятия перед «Уралэнергосбытом» — 116 млн руб., и поставщиком газа НОВАТЭК — 31 млн руб. Также с 2016 года рассматривается заявление водоснабжающей организации МУП «ПОВВ» о взыскании с завода 24,1 млн руб. В 2021 году с требованиями о возврате долгов с ЧТЗ в арбитражный суд обратились торговая компания «Интеройл Рус» (1,2 млн руб.), ООО «Магнитогорский энергетический комплекс» (153 тыс. руб.) и ЧОП «Омега» (60,7 тыс. руб.). На портале «СПАРК-Интерфакс» в 2021 году размещено шесть сообщений кредиторов о намерении подать иск о признании банкротом «ЧТЗ-Уралтрак».

Михаил Бычков

Вся лента