Россия делает ставку на водород
Какую нишу может занять отечественное альтернативное топливо на рынке
Российские власти планируют зарабатывать до $100 млрд в год на экспорте водорода. Такие цели Минэнерго ставит к 2050 году. Сейчас, по словам собеседников “Ъ FM”, Россия практически не поставляет водород за рубеж, производя около 5 млн тонн в год. Однако власти намерены в ближайшие десятилетия занять значительную долю развивающегося рынка. Как сообщает РБК со ссылкой на концепцию развития водородной энергетики, к 2024 году власти готовятся нарастить экспорт минимум до 200 тыс. тонн в год, максимум — 1 млн тонн водорода, что принесет бюджету до $3 млрд. К 2035 году поставки должны достигнуть от 3 до 7 млн тонн, с доходами до $21 млрд.
Ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович подчеркивает, что рынок водорода еще не развит, существует множество видов топлива, в зависимости от способа производства: «Мы можем производить разный водород, но наша основа — это газ. Достичь успеха у нас получится, если получится убедить традиционных покупателей, что водород, произведенный из газа — голубой и экологически безопасный.
Евросоюз этого делать не хочет. Мы предлагаем другие варианты. Давайте будем производить путем электролиза желтый водород, используя энергию атомных станций, потому что в атомной энергетике Россия — одна из лидеров. Проблема в том, что ЕС может упереться рогом и сказать, что им это не подходит, а подходит только водород, который делается с помощью электричества, полученного на возобновляемых источниках энергии.
Продавать до 1 млн тонн к 2024 году — это очень мало. Это начальная стадия. Однако полноценный рынок еще не сформирован не только в России, но и на Западе. Но тут есть хотя бы какой-то вариант приспособиться к новым реалиям. Атом, водород, поглощающая способность лесов — вот наша адаптация к энергопереходу. Наверное, это лучше чем ничего. Но мне пока не верится, что получится быстро влезть в водородную сферу и стать лидерами. Если получится убедить покупателей, что наш водород им подходит, то можно задействовать и новые европейские трубопроводы: "Северный поток-2", отчасти даже "Ямал — Европа". Это будет неплохой вариант.
Можно попробовать договориться о поставках газа по "Северному потоку", а в Германии этот газ на месте перерабатывать в водород. Но для этого требуются очень масштабные переговоры, которые будут зависеть от политической конъюнктуры.
Европейцы не соглашаются на этот вид водорода из-за идеологической позиции, скорее всего. В Европе вера в "зеленые проекты" стала напоминать какой-то идеологический и религиозный сюжет. Но они могут и поменять свою точку зрения. История с биотопливом уже была переосмыслена в Евросоюзе. Я думаю, что российская позиция в том, что с ЕС получится договориться. Возможно, Европа и сама будет вынуждена поменять точку зрения. Если не сейчас, то через какое-то время».
Ожидается, что в будущем на водороде будут работать, к примеру, автомобили и теплоэлектростанции. Как подчеркивают в Минэнерго, к 2030 году Россия намерена занять 20% всего рынка водорода. Однако его объемы будут зависеть от развития инфраструктуры, подчеркивает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Если смешивать водород с метаном, то переделывать газопроводы и не надо. Европейцы предполагают, что на первом этапе энергоперехода они проведут модернизацию турбин на тепловых, газовых электростанциях, и эти турбины смогут сжигать метан, смешанный с водородом. При этом водорода в смеси должно быть до 30%.
Такие турбины сейчас активно разрабатывают все основные производители. Транспортная структура, если и изменится, то минимально. Если мы говорим про водородные автомобили, то нужна инфраструктура для заправок. Все АЗС тогда придется переделывать и подводить к ним газопроводы, по которым будет качаться водород.
А вот для автомобилестроения придется начинать все с нуля. В России, кстати, переводят машины на газовую смесь уже давно. Народ таким способом экономит. С водородом так не получится.
Здесь абсолютно новый автомобиль. Переделывать придется всю начинку и двигатель, поэтому план отказа от двигателя внутреннего сгорания сейчас выглядит очень смело. Европейские страны в этом смысле идут в авангарде и смогут создать хоть какой-то рынок водорода лет за 10. У нас эта индустрия страдает как экспортоориентированная».
К 2024 году российские власти планируют открыть четыре кластера производства водорода — Северо-Западный, Восточный, Арктический и Южный. В качестве пилотного проекта «Росатом» планирует к лету этого года начать поставки водорода в Японию. По заявлению корпорации, Россия способна обеспечить до 40% спроса Токио.