Все под бомбой ходим
Игорь Гулин о «Знаке священного» Жан-Пьера Дюпюи
В издательстве «НЛО» вышла книга французского мыслителя Жан-Пьера Дюпюи «Знак священного» о невидимых законах религии, управляющих современным миром
Жан-Пьер Дюпюи — автор, практически неизвестный в России (два года назад выходила его небольшая книжка «Малая метафизика цунами», но заметным событием она не стала). Впрочем, и во Франции он, кажется, не входит в общепринятый интеллектуальный канон. Это фигура почти курьезная и вызывающая.
Отчасти парадоксальность Дюпюи в том, что он сочетает вещи, в представлении обычного читателя философской публицистики (так точнее всего обозначить жанр его текстов) практически несовместимые: актуальную газетную повестку и представление о незыблемых законах человеческого существования, французскую деконструкцию и англоязычную моральную философию, теоретическую экономику и серьезное отношение к теологии, антропологию традиционных обществ и исследования новейших технологий, абстрактную логику и кинематограф, когнитивные теории и апокалиптику.
В своих текстах Дюпюи яростно критикует узкую специализацию современных интеллектуалов. Едва ли не единственный способ сделать карьеру — сознательно отказаться от знания обо всем, кроме своей крохотной области. Оттого биологи и физики толком не представляют политических и этических последствий собственных экспериментов, а гуманитарии пребывают в плену архаичных представлений о науке и не способны реагировать на беды мира. Путь самого Дюпюи — от математики через экономику науки к этической философии, а оттуда к новой политической метафизике — сознательный вызов этому требованию. Каждый его текст выглядит перформансом такого отказа от специализации — серией скачков между языками и сюжетами с целью обнаружить принципы современного мироустройства. Поэтому уследить за мыслью Дюпюи иногда бывает сложновато, но, если приноровиться к тряске, его послание оказывается на редкость внятным.
Вышедший по-французски в 2009 году «Знак священного» — по словам самого автора, его итоговая книга. Ее жанр он определяет как «метафизический детектив». Это не единое повествование, а серия очерков, посвященных самым разным вещам, но объединенных общей интуицией. Она, если вкратце, такова: современный мир считает себя свободным от требований религии. Он, как сформулировал еще в начале ХХ века знаменитый социолог Макс Вебер, «расколдован». Формально это так и есть: у церкви больше нет настоящей власти, обществом управляет секулярная политика, представления о мире формирует наука, жизнь объясняют светские искусство и философия. Но это иллюзия. В сердцевине жизни общества по-прежнему лежит опыт священного. Только теперь, когда им более не управляет религия, он скрыт, и оттого гораздо более опасен.
Священное Дюпюи понимает вовсе не как божественное. Здесь он — прямой ученик Рене Жирара. Священное — категория социальной метафизики. Это вещь, с помощью которой человеческое сообщество объясняет и сдерживает само себя, прежде всего — собственное насилие. Священное возникает в результате особой операции «автотрансценденции» — выноса угрозы и власти вовне — за пределы самого общества, и возникает как следствие насилия — жертвоприношения. В этом смысле если есть подлинный Бог, то он находится по ту сторону человеческого священного. При этом знание религии о священном, а значит, и о человеке гораздо глубже знания светской мысли. Если общество это знание игнорирует, то начинает создавать новую сакральность, в которой вместо богов и духов — пустота или нечто похуже.
На протяжении всей книги Дюпюи обнаруживает эти знаки священного в самых неожиданных местах. В экспериментах нано- и биотехнологий, в ходе которых человек запускает недоступные его собственному пониманию трансформации, но овнешняет их, объявляя неотличимыми от естественных процессов природы,— делает чуждыми для самого себя и оттого по-настоящему разрушительными. В процедурах демократии, в которых под сознательный выбор народа маскируется система случайностей, манипуляции с цифрами, симулирующие судьбу и освобождающие реальных людей от политической ответственности. В мировой политике, главным средством которой становится фигура жертвы, и во имя жертв творится все новое насилие (оттого самое заметное священное событие начала XXI века — 11 сентября). Наконец, идеальная иллюстрация этой модели — ядерная бомба. В политике ядерного противостояния аккумулируется все доступное человечеству на сегодняшний момент насилие. Наличие оружия у стран-противников это насилие сдерживает, но именно за счет того, что оно всегда остается возможным. После Хиросимы бомба — живое напоминание об угрозе уничтожения планеты. Источник этой угрозы — само общество и одновременно будто бы нечто внешнее и недоступное человеческой воле. Оттого все разговоры о бомбе полны трепета, она — настоящее священное современности.
В коротком пересказе изощренные построения Дюпюи неизбежно выглядят скандально. Но скандал во многом и есть его средство — способ открыть не удобную никому правду. Его тексты — редкий случай по-настоящему глубокой критики современного порядка справа (хотя к политическим консерваторам Дюпюи, конечно, не имеет никакого отношения). Его задача — пробудить хотя бы малую часть общества ото сна, но не с тем, чтобы предложить видение новой политики, возвестить революционный шанс, а наоборот — чтобы напомнить о забытых законах, вернуть утраченное понимание, которое дает религия, замедлить насилие человека над людьми и природой и предотвратить катастрофу.
цитата
В этой книге не рассматриваются отношения разума и веры — давний, все еще неисчерпанный спор. Дело разбирается здесь в досудебном порядке. Это попытка показать, что так называемый разум сохраняет нестираемый след религиозного опыта, в который уходит корнями. Вслед за Дюркгеймом религиозное здесь определяется не столько через убеждения, сколько через действия — не через веру, а через ритуал. Если это справедливо, то, находя в религии исключительно постороннее и стремясь от нее отмежеваться или, напротив, прийти с ней к мирному сосуществованию, разум попросту пользуется нашим легковерием.
Жан-Пьер Дюпюи. «Знак священного». М.: НЛО, 2021. Перевод: Анастасия Захаревич