Отпускам теперь хамам

Эксперты — о том, чего ждать туристам после закрытия Турции

С 15 апреля Россия закрыла авиасообщение с Турцией и Танзанией. Тысячи южноуральских туристов остались без отдыха и надежды на возврат денег в ближайшее время. Так утверждают эксперты. Альтернатив не много: бронировать билеты на даты после окончания действия запрета или переносить отпуск на аналогичный период следующего года. В первом случае придется изрядно переплатить за «высокий» сезон, во втором — еще год ждать.

Фото: Мария Старикова, Коммерсантъ

О решении приостановить авиасообщение с Турцией и Танзанией до начала июня объявила вице-премьер России Татьяна Голикова. Официальная версия — ухудшение эпидемиологической ситуации в этих странах. Ассоциация туроператоров (АТОР) приводит свои данные: отдохнуть в Турции до 1 июня планировали не менее 533 тыс. россиян. Аналитики АТОРа подсчитали, что забронированные туры стоили около 32 млрд руб.

Сложно сказать, сколько точно южноуральцев пострадало от закрытия воздушного сообщения между Россией и Турцией. Заместитель министра экономического развития Челябинской области Андрей Минченко утверждает, что подобной статистики в данный момент нет. «Зарубежный туризм — полномочия исключительно Ростуризма и на региональный уровень они не транслируются,— рассказывает господин Минченко.— Статистику ведет Росстат, но свои данные он публикует с опозданием от одного до трех кварталов».

Генеральный менеджер зарубежного отдела челябинского бюро международного туризма «Спутник» Анна Дриботун подтверждает, что точных данных нет. «Общей статистики действительно нет. Могу только сказать, что большой глубины продаж не было — большинство туров было забронировано на конец апреля—начало мая. В то время, когда воздушные границы были открыты, несколько прямых рейсов в Анталью были загружены на 100%. Возникала потребность и в дополнительных рейсах»,— приводит свои данные госпожа Дриботун.

Для челябинских туроператоров и их турецких партнеров закрытие авиасообщения было полной неожиданностью. Сейчас туроператоры не дают сдвиг вылета на даты после 1 июня, и у туристов есть всего два варианта: делать этот сдвиг с внушительной доплатой за «высокий» сезон или переносить поездку на аналогичный период 2022 года. «Из-за внезапности запрета операторы не планируют возвращать деньги, а депонируют их для дальнейшего использования,— утверждает Анна Дриботун.— По большому счету все разговоры о том, что будет, если сейчас турист напишет заявление об аннулировании заявки в одностороннем порядке, это “мыльный пузырь”. Сейчас нам валится куча таких заявок, но по сути сумма понесенных расходов составляет 0 рублей. Турист ничего не потерял, но, к сожалению, ничего и не приобрел».

До 13 апреля, когда было объявлено о приостановке авиасообщения, часть туристов успела слетать по путевкам, забронированным еще в 2020 году. А вот те, кто не успел, фактически остались на год и без денег, и без отпуска, потому что туроператоры сейчас осторожно переносят бронь только на 2022 год.

Однако Андрей Минченко полагает, что число туристов, вынужденно оставшихся дома, не столь велико.

«Большинство россиян понимает опасность заражения и старается не рисковать. Поэтому не стоит драматизировать. В любом случае за год все механизмы были отлажены, и не должно быть сбоев с вывозными рейсами, коммуникацией между туристами, оставшимися за границей, и ответственными за их судьбу ведомствами»,— считает господин Минченко.

Ему оппонирует известный челябинский общественник, попросивший не называть его имени. Он уверен, что отмена перелетов в Турцию не только крепко ударила по туристической отрасли, но и негативно скажется на отношении населения к правительству и президенту. «Есть люди, которые не верят в само существование коронавируса,— говорит он.— Они воспринимают ситуацию не как заботу об их здоровье, а как политические санкции. Тем более после того, как отельеры в Сочи и Крыму взвинтили цены за проживание. Нужно говорить не просто о срочном возврате денег за билеты, а о компенсации для тех людей, которые планировали свой отпуск за несколько месяцев, экономили на последнем. Теперь они остались один на один с безразличием турецких властей, утверждающих, что границы их страны открыты для всех, и вялостью властей РФ, которые не могут жестко разобраться с возвратом средств пострадавшим туристам».

Господин Минченко, тем не менее, не видит серьезных оснований и в том, что отмена рейсов в Турцию и Танзанию повышает степень недовольства действиями российских властей. За пандемийный год люди, конечно, соскучились по морю, но всегда остается возможность замены путевки на внутренние направления, отмечает он.

При этом эксперт уточняет: «Наша туристическая инфраструктура не может быть улучшена в короткие сроки, но многие предприниматели, работающие в этой сфере, прилагают усилия, чтобы в новом сезоне предоставить новые услуги. В целом у нас позитивные инвестиционные ожидания относительно российского внутреннего туризма».

Анна Дриботун уверена: повода для стресса нет. «Не нужно паниковать, нужно немного выждать,— говорит она.— Возможно, политика возврата средств, переноса туров смягчится. Но пока, если вы никак не можете перенести свой отпуск, нужно смотреть в сторону внутреннего туризма. Однако помните, что на Южном Урале небольшой фонд для проживания, и свободных номеров осталось не так уж много».

Сергей Куклев

Вся лента