IT-гиганты попадут под прессинг
Какими будут рычаги давления на иностранные компании
Министерство цифрового развития подготовило новые меры давления на иностранных IT-гигантов. Глава ведомства Максут Шадаев, выступая перед профильным комитетом Госдумы, рассказал о планах дополнительно наказывать зарубежные соцсети за неисполнение российских законов. В программе ограничение рекламы, ответственность за утечку персональных данных и даже новые налоги. Заставит ли это корпорации выполнять требования российских властей? Выяснял Иван Якунин.
Первая идея состоит в ограничении возможности российским юрлицам размещать рекламу в зарубежных соцсетях, если платформы не следуют законодательству, например, отказываются блокировать незаконный контент. Это гораздо лучше, чем замедление трафика, настаивает первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский: «Самое главное его преимущество перед теми инструментами, которые мы уже применяем, — это то, что он не вызывает неудобство у пользователей, которыми мы дорожим. Отбить, так сказать, рублем, долларом или евро, в зависимости от бенефициаров соцсетей. Ко всем хватает претензий, в том числе к нашим компаниям, что греха таить».
Вторая идея — так называемый цифровой налог. Логика министра в том, что иногда иностранные компании покупают у зарубежных соцсетей рекламу, направленную на российскую аудиторию. Но эти деньги, заработанные на россиянах, идут в обход российского бюджета. Вопрос “Ъ FM”, как же взимать этот налог, если у иностранных IT-гигантов даже нет представительства в России, Сергея Боярского возмутил: «Мы же хозяева своего правого пространства и устанавливаем здесь правила игры, а мы все время как-то аккуратничаем — удастся договориться, не удастся.
Если они хотят работать и развиваться на нашей территории, пускай принимают те условия, которые мы считаем абсолютно нормальными и приемлемыми».
Проблема в том, что мы даже не знаем объемов таких операций — компании не обязаны их раскрывать. В теории можно подать в суд на тот же Twitter, чтобы взыскать с него цифровой налог, но тогда нужно будет выиграть процесс в зарубежной юрисдикции. Управляющий партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Вячеслав Ушкалов делает вывод: компании без офиса в России платить такой налог не будут.
«В России действует косвенный налог, его можно взять. А вот заставить платить прямые налоги сложно, потому что их платит налогоплательщик. В такой ситуации у вас только одно решение — заставить его тут зарегистрироваться и встать на налоговый учет, тогда можно предъявлять претензии. Но как это сделать? Остается один способ — через препятствия — например, блокировать его сайты»,— отмечает Вячеслав Ушкалов.
Есть и третья идея: ввести уголовную ответственность за массовую утечку персональных данных, какую именно — неизвестно.
Госдума не скрывает, что все эти меры направлены на то, чтобы заставить IT-гигантов зарегистрироваться в России. Но есть и другие способы это сделать, рассуждает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова: «Мы анализируем обычно опыт стран. В принципе, открыть представительство — нормальная идея, она приходит в голову не только нашим законодателям. Но только кнута недостаточно, чтобы простимулировать компании открыть представительства, нужен еще и пряник, возможность работать с государственными данными или обрабатывать в свободном режиме обезличенные данные.
Рынок России, честно говоря, не настолько огромен, как, например, рынок Китая.
Не думаю, что, с точки зрения трансграничных компаний, стоит все регуляторные риски брать на себя».
Пока же, по словам министра Максута Шадаева, действующие меры по принуждению иностранных компаний регистрироваться в России — это блокировка сайтов и замедление скорости. С принятием новых инициатив у властей появится больше поводов на это пойти.