«В цирке всегда порядок, а в жизни иногда бардак»
Клоуны, дрессировщики и другие артисты о цирке на работе и в жизни
Ко Всемирному дню цирка “Ъ” спросил у артистов и представителей отрасли, хватает ли им цирка в жизни.
Евгений Майхровский, клоун Май:
— Сегодняшний цирк по сравнению с советским изменился: многое приобрел, но и многое потерял. У современного цирка нет программы заграничных гастролей. Также в репертуаре советского цирка были представления на основе литературных произведений.
На афишах сейчас не видны фамилии династий, на них только нечто абстрактное, хотя в СССР артисты цирка получали звание народных артистов. Меня, например, сейчас представляют как легенду советского цирка, и это потому, что легенд российского цирка сейчас нет — сказывается отсутствие цирковой школы.
Я считаю, что выражение «это цирк какой-то» не всегда уместно. Просто негатива в стране стало больше, и люди не знают, как по-другому его назвать. И чаще всего так говорят люди с недостаточным уровнем образования. Цирк я могу охарактеризовать как риск. Это высочайшее искусство, облеченное в настоящую творческую оболочку, основанное на лучших качествах человека и животного.
Эдгард Запашный, генеральный директор Большого Московского государственного цирка:
— В цирке не надо давать непрофессионалам дискредитировать искусство. При этом уже бесполезно бороться с обиходно-пренебрежительным употреблением слова «цирк».
Другое дело, когда так говорят руководители разных рангов. На мой взгляд, они занимаются словесной попсой. Я понимаю, что последний раз в цирке они были от слова «никогда». Никто из них не видел, насколько выросло цирковое искусство и что оно является явлением мирового уровня. Но научилось ли правильно пользоваться этим инструментом наше руководство?
Максим Никулин, художественный руководитель и генеральный директор Московского цирка на Цветном бульваре:
— Самое обидное, что бардак в жизни все чаще и чаще стали ассоциировать именно с цирком. Мне не нравится, что так формируют отношение к цирку как искусству. Балаган, в который нередко превращается наша жизнь, не имеет к нему никакого отношения.
Зрители знают и любят артистов, восхищаются их выступлениями, интересуются, когда будут новые номера и программы. Поэтому у меня нет сомнений, что цирк сохранит традиции и будет развиваться. Если допустить, что можно отказаться от цирка, как и от литературы и музыки, то кем мы тогда станем?
Анатолий Марчевский, клоун Марчеллино:
— В Цирке — всегда порядок, а в жизни — иногда бардак. Хотя для меня жизнь и цирк — одно целое. К сожалению, стало обыденностью, когда человека унижают, назвав его клоуном, а его поступки — цирком. Великие Карандаш, Никулин, Попов, Енгибаров и наш прапраотец великий Чаплин очень сильно и положительно влияли на настроение: они «воровали» грусть и набивали карманы смехом. А человек, который смеется, всегда делает добрые дела. И цирк будет в нашей жизни, пока есть дети — смысл и счастье любого взрослого.
Чем профессиональнее подготовлена цирковая программа, тем больше она приносит радости и зрителям, и артистам. Именно так цирк становится нравственной прививкой и лечит душу.
Юрий Куклачев, художественный руководитель Театра кошек:
— Был негатив, появившийся в смутные времена начала XX века, когда цирк заселили волосатые женщины, гуттаперчевые мальчики, всяческие шаривари — безумие, хаос, в котором все делают непонятно что! Это быстро перекочевало в быт и осталось там в виде резких высказок, поговорок.
Но уже скоро цирк стал другим, он единственный вид искусства, который во времена перестройки, дальнейших бед развала Союза сумел сохранить чистоту, природную силу, когда даже театр «упал ниже плинтуса», не говоря о кино.
Илья Ляхов, директор Санкт-Петербургского государственного цирка (цирк Чинизелли):
— Цирк — это праздник, радость, эмоции, удивление. Еще Станиславский сказал, что цирк — лучшее место на земле. Когда люди говорят, что им и в жизни цирка хватает, понимаешь, что они называют цирком какую-то нестандартную ситуацию, то, что выходит за рамки бытия. И тем самым лишний раз подчеркивают, что цирк — именно то, чего в жизни всем не хватает.
Цирк — это искусство без дубля и без фонограммы, оно всегда живое настоящее, люди ему посвящают жизнь. Его не может хватать.
Наталья Романова, генеральный директор Cirque du Soleil в России:
— Если подумать о значении слова «цирк» в позитивном значении, то оно должно вызывать радость, улыбку, юмор. И когда говорят даже в негативной коннотации — «цирк устроили» или «цирк какой-то»,— то даже это означает что-то смешное до абсурда. Потому что один из жанров цирка — клоунада — заставляет нас смеяться, плакать. И, наверное, это [цирк] настолько точное определение, что в жизни для лучшего обозначения спектра эмоций другого слова не нашлось.
А жив ли цирк сейчас, нельзя ответить однозначно. Считается, что в цирк нужно водить детей, что это важный пласт определенной культуры, социализации. Потом, становясь более взрослыми, люди перестают туда ходить, считая цирк довольно примитивным развлечением. Кто-то не одобряет использование животных. Но вот те, кто открывает для себя новый, более сложный цирк, с разными постановками, по-своему заново влюбляются в него и восхищаются тем, каким он может быть разнообразным и дарить такой спектр эмоций, которые не испытывали в детстве.
Андрей Дементьев-Корнилов, дрессировщик слонов, представитель династии Корниловых в четвертом поколении:
— Я родился в цирке, вырос в нем, поэтому мне его хватает. Другое дело, насколько он интересен людям, насколько актуально цирковое искусство. Я скептически отношусь к высказываниям а-ля «цирк устроили». В этом есть и наша заслуга, что мы допускаем такое нарицательное отношение к искусству. Наша основная миссия в том, что мы должны идти в ногу со временем, менять форму нашего искусства, искать новые решения, необходимо поднимать престиж цирковой профессии, тогда и будет совершенно иное отношение к цирку у общественности.
Цирк жив и будет жить, но он зависит от экономики. Когда люди будут жить в достатке, тогда и цирк будет тоже развиваться. Мы взаимосвязаны и зависимы от зрителя, который приходит к нам.
Игорь Байтингер, директор Ростовского госцирка:
— К цирку можно относиться по-разному, несерьезно в том числе. Но в первую очередь это спектакль, действо. Я считаю, что основная задача цирка — принести радость людям. И главная его фишка — трюк, который удивит зрителя.
Евгений Биляуэр, председатель правления Творческого союза цирковых деятелей:
— Я в прямом смысле дитя цирка: отец — клоун, жонглер, мама исполняла номера в стиле «каучук». А потом они сделали номер «Веселые повара», в котором я ребенком начинал вместе с братом. Это моя жизнь, основа, источник вдохновения.
А еще это искусство международное, потому что цирк понятен всем, как и балет. Это два безмолвных искусства. Цирк не балаган. Владимир Ленин писал: «Для нас важнейшим из искусств является кино и цирк!» Цирк, правда, потом из крылатой фразы убрали.