«Ввиду всеобщего тревожного настроения»
Какие формы принимало недовольство благосостоянием
140 лет назад, 15 апреля 1881 года, в Елисаветграде началось разграбление и уничтожение имущества евреев. В следующие недели и месяцы погромы подобно эпидемии распространились на все южные губернии Российской Империи, а позднее и за их пределы. Участники «противуеврейского движения» были уверены, что мстят за убийство императора Александра II, подчиняясь царскому указу, и не понимали, почему войска начали им противодействовать. Но никакого «дозволения громить» не существовало. А относительно истинных причин происшедшего власти и пострадавшие придерживались диаметрально противоположных точек зрения.
«Уничтожать его имущество не преступно»
Из представления полицмейстера Ростова-на–Дону Ф. А. Нордберга Екатеринославскому губернатору действительному статскому советнику И. Н. Дурново, 4 апреля 1881 года.
Возвратившись 31 марта из разрешенного мне Вашим Превосходительством отпуска, я узнал, что в городе носятся слухи, будто бы со стороны чернорабочего люда готовятся во время предстоящих праздников Пасхи свирепые демонстрации против еврейского населения и воспитанников реального училища, в видах кары за то, что из среды как первых, так и учащейся молодежи являются участники в революционно-социалистических движениях, разразившихся позорным и тяжким для народа событием 1-го марта (убийством императора Александра II.— «История»), так равно и угрозы всем без исключения чинам полиции — выражающиеся в анонимных письмах и толках.
Немедленно были приняты мною меры к поверке этих слухов и открытию причин появленья их.
С этою целью пущены в ночлежные дома, в места сборищ и питейные дома надежные из городовых переодетыми и сыщики.
За три истекшие дня сведения собранные подтверждают в некоторой степени, что толки и там идут среди рабочих, но о предполагаемых демонстрациях говорится только как о слухах, тем не менее достоверных.
По настоящее время не выяснились лица, по инициативе которых производится агитация, ни самая шайка, которая, ежели допустить существование ее, главным образом, конечно, будет состоять из праздного за неимением занятий чернорабочего люда, всегда в большом количестве находящегося в Ростове, и под руководством заводских и железнодорожных мастерских.
Положение рабочего люда в настоящее время крайне тяжело, вследствие положительного отсутствия заработков и дороговизны предметов насущной необходимости (к примеру, цены на хлеб в Екатеринославской губернии с 1879 по 1881 год выросли на 72%.— «История»). При этих условиях толпа, естественно, является готовой почвой для всевозможных уличных беспорядков с целью разгула и грабежа и легко может быть подстрекнута агитаторами, мотивирующими движение, под влиянием несчастного события 1-го марта, к совершению преступлений.
(Далее в документе идет перечисление мер, предпринятых для снижения напряженности среди безработных — в первую очередь организация работ по благоустройству улиц за счет города и открытие дополнительных бесплатных столовых.— «История»).
Из доклада о событиях в Елисаветграде генерал-майора Свиты Его Императорского Величества графа П. И. Кутайсова, направленного по поручению Александра III в южные губернии для сбора сведений о беспорядках, 1881 год.
Перед Великим постом 1881 года в гор. Елисаветграде стал распространяться слух о том, что христианское население намеревается на праздники Св. Пасхи произвести избиение живущих в городе евреев. Почерпнутый главным образом из местных органов печати (преимущественно «Новороссийского Телеграфа») слух этот начал быстро распространяться по городу и его окрестностям и передавался из уст в уста с самыми разнообразными вариантами. В г. Елисаветграде, где до этого времени евреи никогда не подвергались никаким нападениям со стороны христианского населения, постепенно укоренялось всеобщее убеждение в неизбежности столкновения, и, с одной стороны, повсеместные толки о предстоящих беспорядках постепенно приводили народ к сознанию не только возможности их, но даже и необходимости, а с другой — еврейское население при возникновении подобных толков преувеличивало их действительное значение и постоянными ходатайствами об ограждении их от предстоящей опасности и развившеюся в его среде паникою давало возможность укрепиться убеждению в том, что слухи о предстоящих беспорядках имеют какое-либо серьезное основание и осуществятся в действительности.
Ввиду выросшего на такой почве всеобщего тревожного настроения, местная администрация вынуждена была принять, на случай беспорядков, меры предосторожности, выразившиеся в сношении с командующим 7-ю кавалерийскою дивизиею генерал-майором Косичем об усилении личного состава полиции нижними чинами от войск, расположенных в г. Елисаветграде, и содействии войсками, в случае возникновения какого-либо столкновения христиан с евреями…
Между тем действие тревожных слухов не прекращалось…
Народ был уже слишком возбужден против евреев и, по-видимому, ждал только случая, чтобы выместить на них свою ненависть, свое озлобление… О еврейской собственности сложилось у народа понятие вполне оригинальное: он не может отрешиться от убеждения, что еврей приобретает материальные средства не честными путями и не трудом, а только посредством обмана и разного рода плутовства, дающих ему возможность постоянно вредить христианскому населению, за счет которого он быстро обогащается. При таких понятиях у народа, естественно, могло сложиться убеждение — что бить еврея, разрушать и уничтожать его имущество далеко не преступно, и даже, в видах общей пользы, должно быть дозволено. При этом нельзя упускать из вида также и те нелепые слухи о каких-то царских указах и толки о недавней катастрофе 1-го марта, которые, в самом извращенном виде передаваясь в народ, чрезвычайно много содействовали почти всеобщему против евреев озлоблению.
В таком настроении застали Елисаветградское население праздничные дни Св. Пасхи. Первые три дня прошли спокойно…
«И неистовство началось»
Из всеподданнейшего доклада министра внутренних дел генерал-адъютанта графа М. Т. Лорис-Меликова императору Александру III, 16 апреля 1881 года.
Вчера, 15 апреля, около 4-х часов дня, в Елисаветграде начались беспорядки, выразившиеся разграблением еврейских лавок и драками между христианами и евреями…
На документе резолюция Александра III: «Весьма прискорбно».
Из сообщения временного Одесского генерал-губернатора генерал-адъютанта князя А. М. Дондукова-Корсакова министру внутренних дел генерал-адъютанту графу М. Т. Лорис-Меликову о беспорядках в Елисаветграде, 29 апреля 1881 года.
15 апреля… около четырех часов пополудни, полициймейстеру (так в тексте.— «История») было дано знать, что на базаре начали бить евреев и разбивать лавки. Сколько известно, дело началось с того, что в одном из кабаков, принадлежащем еврею Греговскому (в других документах — Гричевскому.— «История»), один из посетителей разбил стакан, из которого пил. Содержатель, еврей, начал за это бить посетителя; вблизи стоявшая толпа наполнявших кабаки, узнав об этом, закричала: «наших бьют», и неистовство началось…
Единственным мотивом явилось в данном случае издавна сложившаяся в христианской части населения всего Новороссийского края ненависть к евреям, в которых население это видит враждебное начало для всего экономического благосостояния…
Из доклада о событиях в Елисаветграде генерал-майора Свиты Его Императорского Величества графа П. И. Кутайсова, 1881 год.
Утром 16 апреля беспорядки возобновились с новой силой, чему, по-видимому, много способствовало прибытие в город крестьян окрестных деревень, где уже разнеслась весть об избиении евреев в г. Елисаветграде. Отдельные шайки в несколько десятков человек разбивали еврейские дома, лавки, кабаки и погреба, а в то же время к буйствовавшей массе присоединялись личности, рассчитывавшие попользоваться чужим добром. Еврейское имущество подвергалось или разрушению или расхищению, в домах ломали мебель, выбрасывали из окон разорванные перины и при этом покрывали мостовую пухом, били посуду, рвали векселя и даже кредитные билеты; к некоторым евреям обращались с требованием денег, и были случаи, что евреи, давая известную сумму, таким образом, успевали откупиться от буйствовавшей толпы, но при этом некоторые из них подвергались насилию лиц, врывавшихся в их дома; так, одного из них выбросили из окна второго этажа в речку, причем у него оказался перелом ребер; другого же сбросили с чердака во двор, причинив ему значительные ушибы.
Врываясь в винные склады, толпа выпускала из бочек вино и спирт, в котором несколько человек едва не утонули, двое же умерли от отравления алкоголем…
Беспорядки в этот день вообще приняли весьма серьезный оборот, а между тем противодействия со стороны полиции и войска они почти не встречали: первая окончательно стушевалась вследствие незначительности личного состава, второе же, в составе Белорусского гусарского полка, Елисаветградского юнкерского училища и местной команды, было, по-видимому, разбито на столь мелкие отряды, что они не имели возможности остановить напор толпы; а главное, войска не имели определенной инструкции и при каждом нападении на еврейский дом не знали, что делать, и выжидали указании от своего начальства или от полиции, так что, благодаря такому отношению к делу, в результате вышло то, что толпа разбивала дома и лавки на глазах войска, которое следило за нею, но не останавливало ее. Понятно после этого, что при таких условиях в народе легко могло сложиться убеждение, что предпринятое им разрушение еврейского имущества есть дело не противозаконное, а дозволенное правительством…
К крайнему сожалению, благодаря малочисленности действовавших команд, а быть может, также и вследствие нераспорядительности офицеров, были и такие случаи, где войскам пришлось отступать перед бушующею толпою…
При таких условиях беспорядки продолжались в г. Елисаветграде 16 апреля до позднего вечера, причем еврейские дома подверглись разорению по всему городу; уцелела только средняя, лучшая его часть, наиболее охранявшаяся войсками, и христианские дома, которые не были тронуты буйствовавшею толпою; все остальное, предлежащее евреям — дома, лавки, склады, фабрики, заводы — все было разорено…
Толпа, приступавшая к разрушению еврейских домов и лавок, довольствовалась только истреблением и повреждением имущества и затем направлялась к другому еврейскому дому или другой лавке: но вслед за этой толпой, состоявшей из местных мещан, рабочих и крестьян, являлась обыкновенно так называемая «босоногая команда» (лица, не имеющие пристанища и определенных занятий), которая и расхищала разбросанное по улицам еврейское имущество…
С прибытием улан беспорядки затихли и затем окончательно прекратились уже утром 17-го апреля с прибытием батальона Замостского полка…
Утром 17 апреля прибыл в город Елисаветград Херсонский губернатор, по предложению которого было открыто экстренное заседание городской думы с целью принятия необходимых мер для призрения еврейских семейств, пострадавших во время беспорядков и оставшихся (некоторые, по крайней мере) без крова и пищи. Оказалось, что здесь пострадало главным образом беднейшее население, вследствие чего город ассигновал 1000 руб. …
По распоряжению губернатора, на улицах было расклеено объявление, призывавшее лиц, захвативших разбросанное на улицах еврейское имущество, добровольно доставить оное в городскую управу в течение трех суток, с предварением, что в случае неисполнения этого требованья виновные будут подвергнуты уголовному преследованию. Объявление это имело полный успех…
В течение двух дней беспорядков войска и полиция успели задержать более 600 человек…
Весть об Елисаветградских беспорядках быстро разнеслась по окрестным селам и деревням. Крестьяне, свидетели погрома, возвращаясь в деревню, рассказывали о характере этих беспорядков по своему личному впечатлению; передавали своим односельчанам, что народ не встречал серьезного противодействия войска при разрушении еврейского имущества и что нападение на евреев дозволено правительством, а вслед за тем сообщали слышанные ими в г. Елисаветграде толки о существовании царского указа об избиении евреев; крестьяне вполне доверяли всем рассказам и еще более убеждались в их справедливости, видя массу еврейского имущества привезенного из города и легко доставшегося лицам, бывшим там во время погрома. Начавшись в селениях, ближайших к городу Елисаветграду, беспорядки быстро распространились по всему уезду… везде, за весьма немногими исключениями, грабили еврейское имущество…
Беспорядки в Елисаветградском уезде прекратились отчасти сами собою, отчасти усилиями полицейских урядников и становых приставов; затем, по требованию губернатора, были разосланы войска для прохождения чрез местности, в которых возникли беспорядки, с целью вразумления крестьян… Они по собственной инициативе начали применять телесное наказание к крестьянам, на которых им указывали как на виновников буйства…
«Недостанет русской армии»
Из телеграммы Бессарабского губернатора генерал-майора Е. О. Янковского министру внутренних дел генерал-адъютанту графу М. Т. Лорис-Меликову, 20 апреля 1881 года.
Сегодня в полдень в Кишиневе на новом базаре произошла драка между русскими и евреями; отправился лично на место с прокурором. Кроме нарушения общественного порядка, ничего не произошло; в нескольких еврейских лавках выбиты стекла. Дознание производится; ввиду крайнего недостатка чинов полиции, учреждены густые патрули от войск; множество пьяных; распорядился временно закрыть кабаки.
Из сообщения начальника Киевского губернского жандармского управления полковника В. Д. Новицкого в Департамент государственной полиции, 24 апреля 1881 года.
23 сего апреля после полудня, в г. Киеве началось брожение простолюдинов партиями против евреев; в Подольской и Плосской частях города, как наиболее населенных евреями, было несколько мелких драк между русскими и еврейскими мальчиками, поддерживаемых словесно одобрением взрослых, но распоряжением властей эти мелкие драки были тотчас прекращены; евреям советывалось не выходить на улицы города и детей не выпускать из домов, патрули же от войск тотчас рассеяли кучки и сборища простолюдинов, при этом не было вовсе столкновений…
Из телеграммы Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора генерал-адъютанта А. Р. Дрентельна министру внутренних дел генерал-адъютанту графу М. Т. Лорис-Меликову, 26 апреля 1881 года.
Сегодня, 26-го около полудня, начались беспорядки в Киеве на Подоле, которые, несмотря на все принятые меры, разрослись в грабеж еврейских лавок, шинков и некоторых домов, принадлежащих евреям…
Из шифротелеграммы полковника В. Д. Новицкого, 27 апреля 1881 года.
В четвертом часу утра возвратился с Подола, где толпа более всего разграбляла имущество только евреев; едва при личном участии генерал-губернатора грабеж прекращен, толпы рассеяны; в предместье Демиевке разграблены жилья (так в тексте.— «История») евреев, лавки, питейные заведения, на Демиевке сильный пожар от поджога; арестованных уже до 500 человек. Генерал-губернатор обратился с объявлением к гражданам по вразумлению, путем советов, убеждений простолюдинов, предваряя, что участники будут преданы военному суду; объявления распространяются по городу; беспорядки еще в некоторых местах происходят, но меньшей степени; за скорое прекращение их еще поручиться нельзя — слишком сильно возбуждение против евреев, которых обвиняют простолюдины в убийстве царя и экономическом гнете.
Из доклада генерал-майора Свиты Его Императорского Величества графа П. И. Кутайсова о беспорядках в Киеве и Киевской губернии, 1881 год.
Беспорядки, произведенные в г. Киеве 26 и 27 апреля, отозвались крайне вредно и на других местностях Киевской губернии…
Трудно уловить в каждой отдельной местности довод к началу погрома, но достаточно сказать, что всякое столкновение из-за стакана вина с евреем-шинкарем, каждое неосторожное слово еврея по поводу Киевских беспорядков — вызывали почти немедленно же нападение на еврейские жилища, разорение и разграбление их имущества. Некоторые из рабочих, проходивших в то время чрез Киевский уезд по направлению к Житомиру, присоединялись к буйствующим крестьянам и помогали им грабить еврейское имущество.
Войска не успевали предупреждать буйство, так как в Киевском уезде погром начался почти одновременно и повсеместно.
В беспорядках иногда принимали участие сотские (нижние чины сельской полиции.— «История») и сельские старосты, которые оказывали неповиновение чинам полиции и буйствовали вместе с толпою…
Одновременное прекращение волнения в губернии к первым числам мая месяца убеждает в том, что кроме увлечения примером участники беспорядков действительно еще поверили распространившемуся во время погрома слуху о существовании какого-то «указа» или другого распоряжения об «избиении евреев» только в течение назначенного для того срока...
Из шифротелеграммы Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора генерал-адъютанта А. Р. Дрентельна министру внутренних дел генерал-адъютанту графу М. Т. Лорис-Меликову, 3 мая 1881 года.
Если посылать войска во все местечки, которые их просят, недостанет русской армии…
Из телеграммы Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора генерал-адъютанта А. Р. Дрентельна министру внутренних дел генерал-адъютанту графу М. Т. Лорис-Меликову, 3 мая 1881 года.
Считаю долгом в настоящем случае изложить, что главным руководящим мотивом к нападению на евреев христианской части населения лежала глубокая ненависть…
Ненависть эта, проявившаяся в столь диких и отвратительных формах со стороны простого народа, не ограничивается только одним им, а проникает во все слои даже высшего общества.
К этому присоединяется в массе местного населения убеждение, что именно евреи способствовали многим затруднениям и прискорбным проявлениям последних лет…
При таком настроении большинства населения, суждение задержанных на месте преступления общим порядком судопроизводства, при участии присяжных заседателей, не представляет никакой гарантии в правильном исходе процесса и беспристрастии приговора. Оправдание большинства должно явиться непременным последствием вердикта присяжных…
Из письма «дворянина и помещика северо-западного края» в Министерство внутренних дел, 1881 год.
К большому нашему здесь удивлению, мы получили известие через газеты, что виновные в грабежах и разбоях в г. Киеве и других местах имеют быть разделены на три категории: менее виновные будут высланы на место жительства под надзор полиции, более виновные имеют быть посажены в тюрьму от одного месяца до трех, а только небольшое количество лиц, участвовавшее в разбое и грабеже, будут судиться военным судом. Таковое наказание для грабителей очень снисходительно и наверно не успокоит злоумышленников…
(Начиная с 15 апреля 1881 года, различные по масштабам, длительности, числу жертв и нанесенному ущербу «противуеврейские беспорядки» происходили в Бессарабской, Волынской, Екатеринославской, Киевской, Подольской, Полтавской, Таврической, Херсонской, Черниговской губерниях, в Варшаве и Одессе.— «История»).
«Лишена существенной гарантии»
Из сообщения Черниговского губернатора действительного статского советника А. Л. Шостака временному Харьковскому генерал-губернатору генерал-адъютанту князю Д. И. Святополк-Мирскому, 16 мая 1881 года.
В течение последних двадцати лет, отношения, существовавшие до того времени между евреями и сельским населением… значительно изменились. Во время крепостного права крестьянин близко сталкивался с одним только, много — с двумя евреями, содержавшими в селе шинки от помещиков. Отношения его к шинкарю ограничивались главным образом покупкою водки на наличные деньги, потому что раздача таковой в кредит и под залог вещей, в видах охранения крестьян от разорения, была преследуема самим помещиком. К займам денег крестьянин не прибегал, потому что за каждую денежную повинность его ответственным лицом являлся помещик, а главным образом потому, что, не пользуясь гражданскими правами, он не мог пользоваться и кредитом. Вне села, в местечках, главных тогдашних центрах еврейства, крестьянин сталкивался с евреем весьма редко, потому что продавать ему было почти нечего, а покупал он еще меньше.
С упразднением крепостного права крестьяне получили право открывать шинки на отведенных им землях, и в каждом даже малом селе явилось не меньше двух еврейских семейств, содержавших шинки. Начались сделки крестьян с евреями об отдаче земли под постройки корчем, начались счеты по забору водки в кредит и под залог вещей. Новые денежные повинности, как-то земские и мирские сборы, оброк за землю, заменивший прежнюю натуральную повинность, потребовали от крестьянина сразу такую сумму, которой он никогда не имел в обороте и которую заработать в экономиях, при несостоятельности помещиков вести должно хозяйство, он не мог. Явилась потребность прибегнуть к займам.
Удовлетворить эту потребность взялись одни только евреи.
В крестьянском хозяйстве явились продукты для сбыта, а вместе с тем новая свободная жизнь потребовала больших удобств, удовлетворяемых разными предметами торговли на рынке. Крестьянин сделался продавцов и покупателем и, при немногочисленности русского торгового сословия в губернии, должен был столкнуться все-таки с евреем.
С другой стороны, еврейское население, сгруппированное прежде в местечках, поддерживалось главным образом торговыми сделками с крупными землевладельцами и разными торговыми предприятиями, сосредоточенными в мелких промышленных центрах: с упадком помещичьих хозяйств и с проведением железных дорог, уничтоживших всякое значение мелких торговых центров, еврейское население было поставлено в необходимость искать другого исхода. Ближайшим искомым поприщем, наиболее соответствующим вековым привычкам евреев, представились деревни, где зарождающиеся новые условия жизни и новые потребности открывали широкое поле для мелкой предприимчивости. Значительная часть еврейского населения разошлась по селам и деревням, открыв там большое количество шинков и разных других торговых и промышленных заведений. Евреи, таким образом, стали среди сельского населения — как торговое сословие, как единственные двигатели всех денежных дел его…
Особенности этих условий заключаются в том, что вся торговля по селам и деревням лишена существенной гарантии — конкуренции, и вовсе не регулируется общими экономическими законами — спроса и предложения, а также и в том, что, нередко, стеснительное положение крестьян и их неразвитость дает торговцам полную возможность эксплуатировать их всевозможными способами…
При таких условиях, конечно, настроение массы по отношению к евреям не может быть благоприятно для сих последних и носит на себе характер неудовольствия исключительно экономического; религиозно-племенного антагонизма здесь нельзя подметить, и если таковой действительно имеет место, то в весьма слабой степени…
Из записки Херсонского вице-губернатора действительного статского советника К. И. Пащенко генерал-майору Свиты Его Императорского Величества графу П. И. Кутайсову, 1881 год.
Евреи, занимаясь торговлею и лишь отчасти промыслами и землевладением, в особенности имеют склонность к торговле питьями, зерновым хлебом и лесом, участие в которой евреев составляет от 75 до 90% всей торговли теми же продуктами в Херсонской губернии; что и все другие виды торговли (бакалейная, мануфактурная, галантерейная и т. д.), хотя и в меньшей мере, чем вышеназванные специальные виды торговли, но все-таки более чем на две трети принадлежат также евреям, что видно из того, что количество еврейских товарных лавок составляет 71% всех существующих в городах Херсонской губернии.
«Делаются умнее и хитрее»
Из записки представителей харьковской еврейской общины генерал-майору Свиты Его Императорского Величества графу П. И. Кутайсову, 1881 год.
В последнее время периодические неурожаи, которые в конец расстроили очень многих, до сих пор зажиточных и даже богатых людей, голодовка и безработица создали положение, которым все тяготились и на которое все роптали. Это не могло не отозваться вообще на нравах людей, и неуважение к собственности, ненависть к имущему стала вообще возводиться в принцип. Зависть, злоба против тех, где предполагался достаток или обеспеченное состояние, было следствием подобного настроения. Евреи, благодаря своему трудолюбию, бережливости, уменью довольствоваться очень немногим стали возбуждать зависть своими сбережениями. Ослепленные завистью стали предполагать в каждом еврее обладателя несметных сокровищ. Мало-мальски зажиточный еврей вследствие уменья хорошо распоряжаться своим достатком стал казаться каким-то крезом. В минуту, когда общее экономическое положение неприглядно, действительное и мнимое благосостояние евреев стало мозолить глаза.
Из записки одесского городского раввина доктора философии Ш. А. Швабахера генерал-майору Свиты Его Императорского Величества графу П. И. Кутайсову, 1881 год.
Если бы высшая государственная мудрость признала, что 3.000.000 евреев не могут пользоваться всеми гражданскими правами без вреда для 90.000.000 русских, то можно бы было посоветовать России освободиться от избытка своих евреев тем путем, чтобы дать им в законодательном порядке полную и беспрепятственную возможность выселиться.
Мы, однако, не можем удержаться, чтобы не высказать своего убеждения, что, совершив эмансипацию евреев, Россия не только сделала бы большое благодеяние евреям, но принесла бы и себе еще большую пользу…
Россия освободилась бы этим путем от неудобства заключать в своем политическом организме чуждый и вечно осужденный на отчуждение элемент, она эмансипацией осчастливила бы 3 миллиона человек и, что еще гораздо важнее, приобрела бы три миллиона верных подданных, одушевленных любовью к ней, преданных ей до последней капли крови.
При настоящих обстоятельствах такой силой пренебрегать не следует.
Да,— мы можем сказать совершенно утвердительно, что евреи, вместо того, чтобы быть больным местом в государственном организме России, как они были до сих пор, могли бы сделаться передовыми постами для борьбы со всеми враждебными государству элементами. Силы их, которые будучи предоставлены самим себе, не находили приложение или даже принимали ложное направление, присоединились бы к общим усилиям государства для достиженья его целей, органически вошли бы в него и послужили бы на его пользу.
Первою подготовительною мерою для этого, при каких бы то ни было обстоятельствах, должна быть свобода переселения евреев. Не подлежит сомнению, что все аномалии нравственные, равно как и материальные, все обвинения, и основательные и неосновательные, имеют свое начало и причину в страшной скученности евреев в нескольких городах и губерниях. Старые законы осудили евреев на пребывание в известном районе, а следовательно, на нравственный застой и материальные неудобства. Только тогда, когда они получат больше света и воздуха, тогда рассеются их тесно сплоченные группы, те вредные испарения, которые развиваются именно вследствие этой сплоченности, исчезнут, и с расселением евреев по всей России они войдут как полноправные граждане в государственный организм.
Народы имеют свою психологию, равно как и отдельные личности. С точки зрения этой народной психологии оказывается несомненным тот факт, что взаимные прикосновения двух национальностей бывают очень выгодны для них обеих, потому что они сглаживают все особенности и неравности той и другой, способствуют развитию их цивилизации и возбуждают их деятельность. Следовательно, и некоторые неудобные черты в характере евреев тем скорее исчезнут, с разрежением их масс, что этим путем будет очищена не только физическая, но и нравственная атмосфера их, исчезнет их болезненное рвение к религии, благочестивое шпионство друг за другом и фанатический контроль.
Это должно произойти очень скоро, так как ни одно племя не переходит так быстро от одной крайности в другую, как русско-еврейское.
Наконец, подвижный, находчивый ум евреев, даже если он будет действовать только в видах собственной выгоды, доставит для населения все-таки возбуждающий фермент, скажем даже, удобрение, которое вызовет к деятельности и пробудит заснувший инертный дух туземного населения.
Если же нам опять будут высказывать опасения эксплуатации евреями этого населения… если мы даже предположим, что эти опасения имеют свое основание, то все-таки на подобную эксплуатацию надо смотреть как на нечто переходящее, как на фазис развития населения чрезвычайно непродолжительный. Оно может только научиться поумнеть от него, сделается более осмотрительным и осторожным. Я сам много путешествовал, обращал особенное внимание на положение крестьянского населения и нашел, что крестьяне делаются умнее и хитрее именно благодаря евреям, так что даже по-немецки их называют Advokaten Ваuег (крестьяне-адвокаты)…
(По итогам рассмотрения этих и других документов, собранных Министерством внутренних дел — немалая часть из них была опубликована в дореволюционные и первые послереволюционные годы — были подготовлены утвержденные 3 мая 1882 года Александром III «Временные правила о евреях», вновь ограничивающие их права. Беспорядки с уничтожением имущества евреев, подобные тем, что происходили в 1881 году, возникали в разных местностях Российской Империи до 1884 года.— «История»).
Из доклада генерал-майора Свиты Его Императорского Величества графа П. И. Кутайсова министру внутренних дел генерал-адъютанту графу Н. П. Игнатьеву, 9 августа 1881 года.
Антиеврейское движение проявилось вследствие различных экономических причин, и если оно, с одной стороны, показало, что народ русский вполне предан царю, то, с другой стороны, оно выяснило, до какой степени легко самыми нелепыми рассказами вызвать народное движение.