В списках становится тесно
Региональные депутаты от ЛДПР выходят из партии
Сразу в трех регионах — Приморье, Липецкой и Тверской областях — депутаты от ЛДПР заявили о выходе из партии. В сентябре там пройдут выборы в законодательные собрания, но большинство либерал-демократов не попали в число кандидатов на переизбрание. Среди действующих депутатов много «временных попутчиков» ЛДПР, поэтому из-за сокращения мест, распределяемых по партийным спискам, они теряют мотивацию оставаться в партии, считает эксперт.
О выходе из ЛДПР трех депутатов приморского заксобрания во главе с председателем фракции Евгением Зотовым “Ъ” сообщил источник в краевой ячейке партии. По его словам, причиной демарша стало непопадание в список кандидатов на предстоящие выборы: «Ветераны ЛДПР опасаются остаться вне игры, они понимают, что шансов переизбраться у них мало». Юридически выход из партии еще не оформлен, добавил источник.
Напомним, в январе по инициативе «Единой России» были внесены изменения в порядок формирования краевого парламента: количество одномандатных округов увеличено с 20 до 30, а количество мест по списку уменьшено до 10. В 2016 году ЛДПР получила на выборах 20,4% голосов избирателей, что принесло ей четыре мандата. Еще один кандидат победил в округе. При таком же результате в сентябре этого года ЛДПР может рассчитывать только на два «списочных» места.
Вышедшие из партии депутаты не попали в список кандидатов, представленный на согласование высшему совету ЛДПР, из-за нарушения партийной дисциплины, пояснил “Ъ” курирующий Приморье депутат Госдумы Андрей Андрейченко:
«Вопреки нашей позиции вместе с ЕР они голосовали за сокращение списков. Или, например, никого не уведомив, стали авторами непопулярного законопроекта об особых природных зонах, против которого наши же активисты потом ходили митинговать».
По словам господина Андрейченко, ранее эти депутаты не конфликтовали с краевой ячейкой ЛДПР и претензий к их работе не было, однако поняв, что проходных мест в общей части списка нет, они «решили попытать счастья в других партиях». Отметим, согласно стратегии ЛДПР, первым номером во всех региональных списках будет идти Владимир Жириновский, вторым — курирующий депутат Госдумы, третьим — координатор ячейки. Евгений Зотов не ответил на звонки “Ъ”.
В начале апреля из ЛДПР также вышли депутаты Липецкого облсовета Андрей Кочеров и Павел Евграфов, не попавшие в списки на осенние выборы. Как и в Приморье, зимой ЕР инициировала здесь двукратное сокращение «списочных» мандатов — с 28 до 14. Если на выборах в 2016 году ЛДПР набрала 12% голосов и получила в совете четыре места, то при сохранении результата в сентябре ей достанется только два.
Вышедшие из партии депутаты заявили “Ъ”, что курирующий депутат Никита Березин и координатор местной ячейки ЛДПР якобы требовали у них деньги за место в списке.
Господин Березин в ответ пояснил “Ъ”, что работа бывших партийцев была признана неудовлетворительной, и региональная ячейка изначально не собиралась выдвигать их в кандидаты: «Они громко хлопнули дверью, чтобы привлечь внимание, и уже на следующий день пошли в другую партию». По словам самих депутатов, они планируют вступить в партию «Новые люди».
Еще один случай выхода региональных депутатов из ЛДПР произошел в начале недели в тверском заксобрании. Там ряды партии покинули три депутата во главе с председателем фракции Владимиром Барастовым. Они тоже не попали в список кандидатов. Господин Барастов пояснил “Ъ”, что их демарш вызван несогласием с политикой курирующего депутата Антона Морозова, а также расходованием партийных средств. Господин Морозов заявил “Ъ”, что депутаты сами утратили связь с ячейкой: «Забыли, что в собрание делегирует партия, это не их личная заслуга». В областной ячейке их также обвинили в нарушении партийной дисциплины при расходовании депутатских фондов.
В федеральном руководстве партии не видят проблемы в потере депутатов. «Каждый раз так происходит, когда людям объявляют, что они не пойдут на следующие выборы от ЛДПР»,— пояснил “Ъ” вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев.
Среди либерал-демократов довольно много «временных попутчиков, не идейных людей», которые рассматривают партию как электоральный лифт, говорит политолог Екатерина Курбангалеева. При этом «игольное ушко» для попадания в парламент не от «Единой России» с каждым годом сужается: «Это происходит на всех уровнях: отмена партсписков в административных центрах, уменьшение доли партпредставительства в заксобраниях, расширение федеральной части списка в Госдуму. Естественно, люди теряют мотивацию». Эксперт полагает, что с аналогичными проблемами может столкнуться «Справедливая Россия», где также много «безыдейных попутчиков».