Отменный до отмены
Умер хореограф Лиам Скарлетт
В субботу в возрасте 35 лет погиб Лиам Скарлетт, которого лет пятнадцать назад называли «будущим британского балета». О смерти хореографа сообщили его близкие. Официальные заключения о причине не обнародованы, однако все обстоятельства указывают на то, что Лиам Скарлетт стал первой балетной жертвой «культуры отмены».
«В это сложное время для нашей семьи мы просим вас уважать нашу частную жизнь и позволить нам соблюсти траур» — общепринятый эвфемизм суицида. Обстоятельства последних месяцев жизни Лиама Скарлетта свидетельствуют, что его самоубийство, вероятнее всего, связано с фактическим запретом на профессию. Голословно обвиненный во всевозможных грехах (в ходе расследования обвинения не подтвердились), он тем не менее был уволен с должности постоянного хореографа лондонского Королевского балета, его спектакли удалены из репертуара, а все контракты аннулированы.
Столь жестокая и внезапная перемена участи должна была казаться особенно тяжелой и несправедливой хореографу успешному, востребованному, обласканному публикой и критикой, отмеченному множеством наград, в числе которых приз британской Национальной танцевальной премии Critics’ Circle National Dance Award и приз Бенуа—Мясина. Ведь карьера Лиама Скарлетта была поистине сказочной. Начав заниматься балетом в родном провинциальном Ипсуиче, талантливый мальчик легко поступил в столичную Королевскую балетную школу, а окончив ее в 2005 году, столь же естественно стал танцовщиком лондонского Королевского балета. Его способности хореографа проявились еще в школе. Редкий дар начинающего артиста в Королевском балете заметили и поддержали сразу: ставить миниатюры и одноактные балеты он начал с первого же года работы, а в 2010-м, когда ему было 24, показал свои «Асфодельские луга» на главной сцене Ковент-Гардена. Сочинение балетов стало для Лиама Скарлетта главным делом жизни, он досрочно завершил карьеру танцовщика, и в 2012 году его назначали постоянным штатным хореографом Королевского балета.
Критики писали о нем как о самом талантливом британском хореографе за последние полвека, его называли «будущим британского балета».
Столь стремительное и безоговорочное признание молодому автору обеспечил не только природный талант: по типу своего дарования Лиам Скарлетт был настоящим «классиком». Дело даже не в том, что он ставил на пуантах, используя академический словарь, что на Западе само по себе редкость. Он сочинял балеты в лучшем смысле традиционные, продолжающие магистральную линию английского балета. Скарлетт не был радикалом, первооткрывателем хореографических миров и творцом новых форм. Его работы иногда казались слишком простыми и очевидными: он любил рассказывать человеческие истории даже в бессюжетных балетах. Скарлетт был пылок, сентиментален и очень плодовит: за неполные 15 лет поставил 30 спектаклей. Одноактных и многоактных, сюжетных и бессюжетных, многолюдных и камерных: от оммажа павшим в Первой мировой («Ничья земля») до излюбленного британцами «Франкенштейна», от шекспировского «Сна в летнюю ночь» до собственной версии русского «Лебединого озера».
Это «Лебединое озеро» исчезло с афиши Королевского балета после того, как Лиам Скарлетт был заподозрен в харассменте. В январе 2020 года лондонская The Times опубликовала статью о расследовании, которое началось в августе 2019-го, когда некий выпускник Королевской балетной школы рассказал, что хореограф просил прислать ему «интимную» фотографию, а еще десять неназванных лиц обвинили его в ненадлежащем содержании переписки в Facebook. И хотя в ходе независимого расследования, проведенного Linda Harvey Associates, обвинения не подтвердились, лондонский Ковент-Гарден немедленно снял балет Скарлетта с афиши, отменил предстоящие показы его «Симфонических танцев» и официально заявил, что хореограф «больше не будет работать с Королевским балетом или для него». Примеру лондонцев последовали американские San Francisco Ballet, Texas Ballet Theater и австралийский Queensland Ballet, отменившие уже запланированные постановки, прерваны были и съемки фильма «Оклахома».
Сегодня, после трагической гибели Лиама Скарлетта, Королевский балет разместил в своем Twitter дежурные сожаления: «Мы глубоко опечалены новостями о смерти Лиама Скарлетта. В этот тяжелый момент наши мысли сейчас с его родными и друзьями».
Соболезнования театра, поспешившего откреститься от огульно обвиненного хореографа в тот критический момент, когда поддержка родной труппы была для него спасением, шокируют своим лицемерием.
Еще больше шокирует готовность, с которой деятели культуры и культурные институции мира включились в травлю артистов, замаранных огульными и недоказанными обвинениями. До сих пор в балетном мире это заканчивалось увольнениями и творческой смертью. В субботу травля завершилась гибелью реальной.
Единственный человек, который высказался о смерти Лиама Скарлетта с исчерпывающей полнотой и беспримерным бесстрашием, стал Алексей Ратманский, главный хореограф Американского балетного театра. Он написал в своем Facebook главное: «Я слышал, как один режиссер сказал: "Я не могу ставить его балеты в афишу, меня съедят живьем". Лиам знал, что у него нет будущего в качестве хореографа. Это убило его. Этого не должно было случиться. Cancel culture убивает, это слишком!!! Смогли бы сегодня работать Дягилев, Нуреев, Роббинс и бесчисленное множество других великих людей, которые не были безупречны? Как это возможно, что весь балетный мир, все мы повернулись спиной к такому удивительному таланту, заставив его умереть таким молодым?! Стыд и скорбь».