Офис на дому
Как пандемия изменила корпоративную культуру
Правила антиковидной безопасности для сотрудников компаний начали вводить в марте—апреле 2020 года. Спустя год об их отмене не может быть и речи. Важнейшая задача, которую решают компании,— поддерживать гибкий баланс дистанционного графика и работы в офисе.
Гибкий подход
Одно из главных нововведений, которое останется с нами и после пандемии,— удаленный или гибридный формат работы офисных сотрудников, функционал которых позволяет им выполнять свои должностные обязанности не выходя из дома. Большинство крупных компаний планируют сохранить на работе вне офиса от 30% до 50% сотрудников либо перевести их на укороченную рабочую неделю в офисе (два-четыре дня в неделю, остальное время — работа из дома). А в сегменте e-commerce и IT доля удаленных сотрудников останется до 70%. Поездки в офис будут предусмотрены только в случае служебной необходимости, например для проведения деловых встреч, совещаний или переговоров с контрагентами. Постоянно в офисе будут присутствовать лишь те сотрудники, которым необходимо стационарное рабочее место,— это кадровая служба, бухгалтерия, IT и т. д.
Чтобы обеспечить нормальную работу всех подразделений, многим компаниям пришлось увеличить число сотрудников, обслуживающих офис, в первую очередь IT-специалистов.
ОТП-банк в конце прошлого года запустил проект по найму удаленных IT-специалистов в регионах. А в Wildberries, крупнейшем российском онлайн-ритейлере, из 1,5 тыс. сотрудников, обслуживающих центральный офис, 600 — программисты.
В Wildberries уже несколько лет применяется гибкий подход к рабочему графику сотрудников, пандемия значительно ускорила цифровизацию бизнеса. Когда в компании отметили, что «за первые два месяца удаленной работы вовлеченность и продуктивность сотрудников существенно повысилась», было принято решение предоставить сотрудникам центрального офиса возможность самим выбирать удобные для них условия работы. В Wildberries планируют и после пандемии оставить на удаленке больше половины сотрудников центрального офиса.
Без ущерба для работы
Люди адаптировались к новым условиям работы — научились постоянно носить маску и перчатки, ездить по одному в лифте (этого правила придерживаются в большинстве компаний), работать в любых условиях, расставлять приоритеты и ценить свое рабочее и личное время — и уже не торопятся возвращаться в свои рабочие кабинеты. Поэтому компании предоставили своим сотрудникам свободу выбора.
«Да, мы опасались того, что удаленный режим может повлиять на качество работы, но в конечном счете с функциональной точки зрения проблем не возникло. Наши IT-специалисты сработали очень четко и обеспечили всем сотрудникам дистанционный доступ к необходимым системам. Коронавирус лишь ускорил процессы цифровизации, ничего радикально не изменив. Цифровизация бизнеса и дальнейший уход в digital — неизбежный процесс, который так или иначе должны будут пройти все компании»,— уверена Анна Похитонова, руководитель отдела по связям с общественностью «Гедеон Рихтер» в России.
Российская фармацевтическая компания «Петровакс» расширила ряд цифровых инструментов, когда вынужденно перевела своих офисных сотрудников на удаленный режим работы. В частности, перешла на межкорпоративный электронный документооборот, быстро был развернут корпоративный бизнес-мессенджер для максимально оперативной и удобной коммуникации сотрудников, обмен документами между теми, кто находится на удаленной работе, наладили через услугу «Яндекс.Доставка». Все сервисы в компании переведены в центр обработки данных, и сейчас жесткой необходимости находиться в офисе нет, отмечают в «Петроваксе».
Не планируют возвращаться полностью к работе в офисе и в большинстве крупных банков. «В сентябре 2020 года мы запустили пилотный проект изменения рабочей среды Future of Work, предполагающий комплексные изменения организации офисных пространств, IT-инфраструктуры, HR-процесса и других аспектов жизни компании. В рамках этого проекта мы ввели гибридный режим работы для 5,5 тыс. из почти 9 тыс. сотрудников банка в десяти офисах в Москве, Омске, Ярославле и Коломне,— сообщил Владимир Химаныч, управляющий директор по работе с персоналом Райффайзенбанка.— Мы ослабили эпидемиологические ограничения в феврале, но пока мы не наблюдаем в офисах существенного прироста количества людей — подавляющее большинство сотрудников продолжает работать удаленно».
В региональных офисах Tele2 сотрудникам предложили на выбор три варианта работы: удаленная без рабочего места в офисе, гибридный формат с двумя-тремя присутственными днями и обычная пятидневная рабочая неделя в офисе.
«Большинство наших сотрудников по-прежнему работают в удаленном режиме, но при необходимости можно работать из офиса. Сейчас этот вариант предпочитают не больше 30% сотрудников. Мы придерживаемся гибридного, а точнее, индивидуального подхода и всегда стараемся предложить сотруднику выбрать, где ему удобнее работать»,— рассказывает Екатерина Печаткина, директор по персоналу SAP CIS. В московском офисе SAP CIS сотрудник по согласованию со своим менеджером может выбрать нахождение в офисе, дома или смешанный вариант.
Интересный опрос провела фармкомпания Stada с целью определить новые, антиковидные привычки сотрудников. Выяснилось, что 24% опрошенных перестали здороваться за руку и отказались от приветственных поцелуев и объятий. Для 61% опрошенных маска стала самым необходимым атрибутом повседневной жизни, а 23% стали гораздо чаще ходить пешком, избегая общественного транспорта.
Прививочные пункты
Маски, перчатки и санитайзеры останутся с нами надолго, если не навсегда (в офисах многих банков и крупных компаний масочный режим действует везде, а не только в клиентских офисах) — к этим мерам безопасности, как и к автоматическим системам телеметрии на входе для измерения температуры сотрудникам и посетителям, все привыкли. Мы отказались от старых привычек и приобрели новые.
Многие компании провели реконструкцию головных и крупных региональных офисов, чтобы соответствовать требованиям Роспотребнадзора, в частности, по увеличению расстояния между рабочими местами и повысить их комфортность, увеличили временной промежуток начала и окончания рабочего дня, установили скользящий график обедов, чтобы избежать скопления людей на входе-выходе из офиса, в кафе и столовых.
Во всех опрошенных компаниях сотрудники каждые 10–14 дней сдают тесты ПЦР на наличие новой коронавирусной инфекции, все расходы оплачивают работодатели. В некоторых компаниях есть даже запас экспресс-тестов ПЦР для оперативной проверки сотрудников, которые могли контактировать с заболевшими. Например, экстренный запас ПЦР-тестов есть в офисе группы «Интеррос», там же раз в три недели делают прививки желающим.
Вакцинируют на рабочих местах и сотрудников банков. Для этого в офисах созданы прививочные пункты, куда в определенные дни приезжают бригады из государственных или частных медучреждений, имеющих право проводить вакцинацию от коронавируса. Прививочные пункты действуют, в частности, в ВТБ, Райффайзенбанке (в этом банке, кстати, могут привиться не только сотрудники, но и клиенты) и др.
Корпоративная поддержка
Фармацевтические компании просто обязаны быть примером для всех в период пандемии. Принятые в их офисах меры безопасности стандартны, но все же есть и своя специфика.
«Петровакс» вакцинировал за свой счет сотрудников против гриппа и пневмококковой инфекции — эту прививочную кампанию руководство сочло важной мерой поддержки работников, а также запустил проект телемедицины с круглосуточным доступом к консультациям врачей.
В российском офисе французской фармкомпании «Буарон» проводили вебинары на тему грамотного использования лекарственных средств. «Теперь вся команда, включая ассистентов и бухгалтеров, знакома с возможностями профилактики вирусных заболеваний на базе интегративного подхода. Мы провели тестирование, определили, какие трудности возникают у персонала. Выяснилось, что на пике изоляции 89% сотрудников демонстрировали признаки эмоционального выгорания. Мы сразу внедрили корпоративную программу поддержки здоровья, которая помогла людям стабилизировать эмоциональное состояние и лучше управлять своим здоровьем»,— рассказала пресс-секретарь «Буарон-Россия» Елена Бровкина.
Сейчас компании постепенно смягчают регламент посещения офисов: российский офис венгерской компании «Гедеон Рихтер» с 1 апреля ввел гибридный формат работы офисных сотрудников: одна часть работает в офисе, а другая — дома по скользящему графику. У «Петровакса» сотрудники возвращаются на свои рабочие места, соблюдая график посещения, количество находящихся в офисе увеличено с 30% до 50%. В офисе «Буарона» введен посменный режим работы, в Stada даже после полного снятия ограничений большинство офисных сотрудников перейдут на недельный график: три дня работы в офисе и два дня удаленной работы.
Что же касается производственных площадок, то у всех фармкомпаний они работали в штатном режиме, а у кого-то перешли на круглосуточную работу (например, у «Петровакса»), так как спрос на многие лекарства вырос.