Роботы теснят курьеров
Как меняется рынок доставки в России и мире
Все больше сетей фастфуда и сервисов доставки еды начинают использовать роботов вместо курьеров. Они не болеют, быстро окупаются и не заражают вирусом. Недавно Domino’s Pizza в США запустила в работу автоматизированные мини-грузовики. В России тоже внедряют беспилотники. В чем выгода? И безопасно ли доставлять продукты с помощью таких устройств? Выясняла — Юлия Жданова.
О потенциале массового использования небольших автоматизированных курьеров для доставки продуктов и грузов говорят уже более трех лет. Речь идет, прежде всего, о дронах. Еще до пандемии их тестировали в Дубае и Канберре, столице Австралии. Но широкое распространение они так и не получили. В основном, из-за запретов на перелеты в городской черте, сообщают эксперты рынка.
И службы доставки еды переключились на наземных роботов-курьеров. На днях стало известно, что из-за растущего числа заказов у Domino’s Pizza в Хьюстоне появилась такая опция. Теперь еду их клиентам доставляет полностью автоматизированный мини-грузовик R2, название которого явно позаимствовано из «Звездных войн», а внешний вид — у небольшого холодильника на колесах.
Аналогичных роботов используют и в России. «Яндекс» с 2020 года запустил доставку «Ровером» из ресторанов в некоторых районах Москвы. В этом году географию электронных устройств расширили, сервис стал доступен жителям Хамовников. И пока серьезных сбоев в работе не было, утверждает представитель пресс-службы «Яндекса» Юлия Швейко: «Сейчас активно растет спрос на услуги доставки “последней мили”, и беспилотные технологии позволяют компенсировать его, сохраняя высокую скорость.
Робот — это штука удобная в планировании, всегда понятно, где он находится и во сколько приедет.
Если вы сделаете заказ через приложение, то возможность открытия крышки, а всю дорогу она закрыта на замок, появляется только у получателя, можно не волноваться, что заказанную пиццу съест кто-то другой».
Наземные роботы-доставщики имеют схожие черты, сообщили собеседники “Ъ FM”. Все они работают по принципу беспилотного автомобиля, заряжаются от электросети, а их стоимость варьируется от нескольких сотен тысяч до пары миллионов рублей. Но траты быстро оправдывают себя, говорит глава венчурного фонда Alpha Robotics Venture Владимир Белый: «Такой аппарат выходит на самоокупаемость через один-два года. Устройство разносит за день достаточно большое количество посылок, но его можно быстро сломать, к тому же есть риск, что робот может внезапно “сойти с ума”, разрядиться и остаться посредине дороги».
Но не все сервисы доставки считают, что будущее за роботами-курьерами. В компании Delivery Club отмечают, что система пока недостаточно тщательно протестирована. Из-за этого сложно предугадать все возможные риски, замечает руководитель по внешним коммуникациям сервиса Алексей Белоусов: «Многие компании и сервисы доставки еды говорили о том, что они тестируют беспилотные технологии. В последнее время речь ведется не о воздушных беспилотниках, а о наземном транспорте. Но в большинстве случаев это были пиар-акции, либо проекты с очень ограниченной зоной использования. Пока эта технология точно не стала массовой.
Сейчас важная социальная функция по доставке продуктов и медикаментов остается, конечно, на курьерах».
Но российских рестораторов от использования роботов-доставщиков останавливают не технические сложности. Труд курьеров остается дешевым и эффективным, а покупка беспилотников требует больших единовременных вложений, которые сейчас большинство заведений себе позволить не могут, отмечает основатель ресторанов «Мясо & Рыба», омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов: «Рестораны вряд ли купят своих роботов, это не будет рентабельно. Легче пользоваться агрегатором, который берет на себя все риски. А робот-курьер для рестораторов пока “кот в мешке”. Нужен какой-то позитивный опыт, кто-то должен рискнуть, и, скорее всего, сделать это должен именно агрегатор».
Разработчики умных гаджетов отмечают, что искусственный интеллект роботов-доставщиков постоянно анализирует возникающие препятствия и самостоятельно ищет алгоритмы, чтобы их обойти. Но ключевое значение для рынка будет иметь цена, считают собеседники “Ъ FM”. Они отмечают, что беспилотники станут настоящей угрозой для людей на рынке доставки, если стоимость робота будет равна зарплате курьера за пару месяцев.