Множитель развития
Под какую роль изменился ВЭБ.РФ
Развитие экономики и обеспечение притока инвестиций — всегда сложное уравнение. Системная трансформация ВЭБ.РФ, стартовавшая три года назад с расчистки баланса и фокусировки на приоритетных для банка развития задачах, вышла на принципиально новый уровень. По решению правительства ВЭБ назначен координатором еще десятка институтов развития. Если преобразования будут такими же, как с самим ВЭБом, можно ожидать новое качество отраслевой экспертизы, мультипликации инвестиций и в конечном итоге — осязаемых преобразований в качестве жизни людей.
Масштабная реформа институтов развития, 11 из которых будут координироваться ВЭБом, стартовала в конце прошлого года. «Мы проанализировали деятельность институтов развития, в том числе основываясь на данных аудита Счетной палаты. Анализ показал, что их работа на сегодняшний день слабо увязана с национальными целями развития государства. У ряда институтов дублируется функционал, и они порой конкурируют между собой. Конкуренция уместна в рыночном секторе, но не когда речь идет о государственных институтах»,— рассказал “Ъ” вице-премьер Дмитрий Григоренко. Как он отметил, «в новой модели перед институтами будут поставлены не какие-то абстрактные, а конкретные и измеримые задачи».
По образу и подобию
Одной из первых известных вводных в реформе стало то, что роль координатора отводится крупнейшему из российских институтов развития — ВЭБ.РФ. По решению правительства ВЭБ.РФ будет координировать работу группы РЭЦ, корпорации МСП, «Сколково», «Роснано», Фонда развития промышленности, Агентства технологического развития, Фонда содействия инновациям, Фонда развития информационных технологий (РФРИТ).
В минувшие три года госкорпорация сама прошла по пути масштабных преобразований. С приходом Игоря Шувалова в ВЭБ.РФ из информации, которая появлялась в публичном поле, известно об основательном (в разы) сокращении штатов (новый ВЭБ пережил три такие волны), зарплат менеджмента (в разных источниках — от 10% до 20%) и соцпакета (порезали расширенные страховки для топ-персонала, распустили автопарк и т. п.).
Но сокращение расходов не единственная мера по повышению эффективности. Прежде всего ВЭБ.РФ изменил саму модель работы. Парадигма «выдать дешевые деньги, которые возвращать необязательно» больше не работает. Сейчас ВЭБ.РФ помогает привлечь долгосрочное финансирование для перспективных проектов, активно выстраивая партнерство с коммерческими банками и инвесторами. При этом в каждом проекте должна быть обеспечена возвратность средств.
Механизмы участия в финансировании крупных проектов могут быть разные. Это, например, Фабрика проектного финансирования, где на каждый рубль инвестиций ВЭБ.РФ обеспечивает привлечение еще трех рублей от коммерческих банков. Достигается это опять же за счет разделения рисков (у ВЭБа в целом аппетит к ним выше), выхода соинвесторов на комфортные для них сроки и т. п. Сейчас на фабрике 14 проектов в промышленности, инфраструктуре, науке и цифровой экономике почти на 1,2 трлн руб. На рассмотрении еще 30 проектов на сумму более 2 трлн руб. За счет применения новой модели работы общая стоимость инвестиционных и экспортных проектов, одобренных ВЭБом, выросла до 8 трлн руб. При этом участие самой корпорации оценивается в 2,4 трлн руб.
Обновление трамвайной сети Таганрога станет пилотом для других регионов
Опыт синдикации кредитов, наработанный российскими банками в последние годы, особенно с привлечением механизма Фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ, ценен для рынка, уверен первый вице-президент Газпромбанка Александр Ушков. «В части Газпромбанка отметим, что по линии фабрики одобрено уже шесть проектов. По некоторым из них финансирование уже начато, по одному уже даже состоялся запуск. Этот успешный опыт необходимо тиражировать на методы работы институтов развития в разных областях»,— говорит Александр Ушков.
Для реализации еще одного крупного проекта — строительства дорожных объектов в Уфе — было подписано соглашение о предоставлении синдицированного кредита. «Восточный выезд станет первым концессионным проектом, получившим финансирование в рамках этого инструмента, который позволяет создавать условия для снижения финансовых рисков в долгосрочных инвестиционных проектах. Мы видим значительную эффективность такого взаимодействия»,— говорит генеральный директор «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Олег Панкратов. Как он отмечает, тиражирование подобных инструментов в смежных сферах с расширением пула институтов развития «позволило бы увеличить количество реализованных проектов на рынке».
Немало в портфеле ВЭБа и страновых проектов, которые затрагивают жизнь десятков тысяч семей. Большой проект по строительству школ был разработан ВЭБом вместе с Минпросвещения. В результате реализации ГЧП до конца 2024 года должны появиться 647 тыс. новых учебных мест. Общая стоимость проекта составляет более 560 млрд руб., более 295 млрд руб.— внебюджетные инвестиции.
Другой масштабный проект — строительство судоверфи «Звезда» и новых судов-газовозов. Это высокотехнологичный процесс, в России такие суда ранее не производились. Проект обеспечит работой 2,2 тыс. человек. За ВЭБ.РФ в данном случае — порядка $5 млрд.
Почему именно ВЭБ?
По мнению экспертов, выбор ВЭБ.РФ как координатора институтов развития обусловлен компетенциями в проектах на стыке бизнеса, социального и экономразвития — в инфраструктуре, поддержке экспорта, промышленности, развитии ГЧП. «Система синдикации ВЭБа совместно с коммерческими банками позволяет им получить дополнительные гарантии в заинтересованности государства в реализации конкретного проекта, тем самым снижая риски участия. Масштабирование такого опыта на другие институты развития может быть успешным лишь при условии, что сам институт развития будет обладать схожим с ВЭБом потенциалом и репутацией»,— полагает генеральный директор кредитного рейтингового агентства НКР Кирилл Лукашук.
Активная трансформация собственной бизнес-модели шла параллельно с формированием нового качественного портфеля ВЭБа, считает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. «В последние годы ВЭБ выстроил систему синдикации с коммерческими банками для реализации крупнейших проектов в инфраструктуре и промышленности. Этот опыт можно тиражировать на смежные сферы, которые "ведут" институты развития, что даст дополнительный синергетический эффект»,— говорит Кабаков.
Объединение различных институтов развития под эгидой ВЭБа существенно усилит их потенциал как участников совместных проектов с коммерческими кредиторами. «При этом в качестве бенефициаров эффективной деятельности институтов развития выступают практически все категории экономических агентов — государство, бизнес и население»,— уверен Кирилл Лукашук.
Какие приоритеты одобрили ВЭБу
В соответствии с «дорожной картой» реформы институтов развития ВЭБ.РФ должен к 1 июля представить обновленную стратегию группы. В середине апреля набсовет ВЭБ.РФ рассмотрел и согласовал основные направления деятельности ВЭБа. Приоритетной была определена задача добиться максимального вклада группы ВЭБ.РФ в выполнение национальных целей развития. Для этого ВЭБ должен выступить в роли интегратора приоритетных проектов, создать клиентоцентричную систему поддержки бизнеса с типовыми продуктами и сервисами, которая позволяла бы масштабировать комплексные программы развития, а также снимать риски экономических циклов или сложных этапов проектов.
Дмитрий Григоренко, вице-премьер — руководитель аппарата правительства, председатель набсовета ВЭБ
«Приоритетом институтов развития становится консолидация государственных и частных инвестиционных ресурсов для прорывного развития страны, создания комфортных условий и повышения качества жизни людей. Фронтальная стратегия правительства предусматривает существенные инвестиции в экономику страны. Инструментом привлечения этих капиталовложений становится ВЭБ.РФ. Группа ВЭБ.РФ выступает ключевым партнером государства и бизнеса, обеспечивающим комплексную поддержку приоритетных для экономики направлений развития.
Помимо текущей деятельности у государственной корпорации появляются четыре новых стратегических направления. Это инвестиции в крупнейшие проекты в рамках фронтальных стратегий правительства. Поддержка проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, экспортно ориентированные проекты и нацеленные на создание суперотраслей для технологического прорыва. Третье направление: проекты региональной повестки, в том числе реализуемые на принципах государственно-частного партнерства. ВЭБ.РФ становится драйвером проектов инфраструктуры будущего, направленных на развитие агломераций».
Игорь Шувалов, председатель ВЭБ
«Наблюдательный совет обсудил, каким должен стать ВЭБ.РФ на выходе из реформы институтов развития. ВЭБ готов брать на себя более амбициозные задачи и активно участвовать в реализации фронтальных стратегий правительства.
Новая бизнес-модель ВЭБ.РФ позволит при наличии капитала и ликвидности реализовать инвестиционные проекты на 10 трлн руб. к концу 2025 года».