Все пути ведут в МВД
Автоинспекция возвращает контроль за организацией движения
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности, выяснил “Ъ”, одобрила законопроект, обязывающий власти всех уровней согласовывать с МВД установку знаков, разметки, светофоров и камер. Отсутствие такой процедуры приводит к нарушениям в области безопасности движения и создает угрозу жизни граждан, поясняли в полиции. При аварийно-восстановительных работах и проведении шествий, велопробегов и концертов полиция согласовывать установку знаков не будет.
Поправки к закону «Об организации дорожного движения», подготовленные Минтрансом в 2020 году, после общественного обсуждения и согласований с ведомствами были вынесены на рассмотрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности. “Ъ” ознакомился с заключительным текстом.
Одно из ключевых изменений касается проектов организации дорожного движения (ПОДД; схемы расстановки знаков, разметки, светофоров, камер на дорогах). Эти документы власти всех уровней будут обязаны согласовывать с подразделениями МВД—ГИБДД. Из полномочий полиции эту процедуру исключили в 2013 году. В 2019 году ЛДПР предложила правительству вернуть ее, ссылаясь на случаи, когда власти ряда городов внезапно меняли знаки ограничений, вводили одностороннее движение и т. д. Депутатам ответил первый замминистра МВД Александр Горовой. Он сообщил, что значительная часть нарушений в области безопасности движения допускается именно на этапе разработки ПОДД, в результате создаются «риски причинения вреда жизни и здоровью граждан», поэтому согласование проектов с ГИБДД нужно вернуть. Минтранс тогда идею поддержал.
В законопроекте уточняются случаи, когда ПОДД согласовывать не надо.
- Первый — аварийно-восстановительные работы после ЧП и аварии, когда движение ограничивается на срок не более двух суток.
- Второй — проведение массовых мероприятий на дорогах (спортивных, культурных, киносъемок, шествий, велопробегов, ярмарок), если они длятся не более суток.
Последняя норма введена в законопроект по просьбе Минэкономики. Ведомство посчитало, что разработка ПОДД обходится организаторам массового мероприятия минимум в 150 тыс. руб.
Еще одна поправка упрощает информирование населения о новых платных парковках. Сегодня власти должны предупреждать граждан о нововведениях не позднее чем за 30 дней в «периодических печатных изданиях», а также на сайтах органов власти. Законопроект разрешит ограничиться лишь интернетом. С этой идеей, по данным “Ъ”, выступил вице-мэр Москвы Максим Ликсутов в письме в государственно-правовое управление (ГПУ) президента. Господин Ликсутов счел подобную норму «излишней»: у столичного дептранса своего печатного издания нет, он не обязан его издавать и формально не может требование выполнить. Минтранс идею поддержал.
Проект закона, по данным “Ъ”, «в целом» одобрен и рекомендован к рассмотрению на заседании правительства.
Есть и любопытные предложения, которые в текст не вошли. Столичный департамент транспорта, к примеру, просил уточнить действующую норму закона, согласно которой транспорт пожарных, полиции, скорой помощи, ВАИ, Росгвардии, СК, используемый «в связи со служебной необходимостью», от платы за парковку освобождается. В городе сложилась практика, писал Максим Ликсутов начальнику ГПУ Ларисе Брычевой (“Ъ” ознакомился с письмом), когда собственник служебной машины, получив штраф за неоплату парковки, обжалует его, доказывая, что автомобиль использовался по «служебной необходимости», и уходит от ответственности. Вице-мэр просил конкретизировать данный термин, но Минтранс счел, что это не относится к предмету законопроекта. Специфика использования автомобилей силовых служб и остальных подобных органов власти «исключает возможность конкретизировать условия предоставления льгот», ответило ведомство мэрии.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, поддержав поправки, подчеркнул важность упрощения процедуры согласования ПОДД. Во время ремонта дороги, пояснил он “Ъ”, часто возникает необходимость во временной установке средств организации движения. Действующий закон, говорит господин Груздев, запрещает размещение знаков, светофоров, сигнальных столбиков, не предусмотренных документацией. 64 региона, говорит член президиума общественной организации «Координационный совет по организации дорожного движения» Евгений Литвин, сегодня уже согласовывают с МВД проекты организации движения, качество подготовки документации в этих случаях гораздо выше. В случаях, когда местные власти ставят знаки с «нестандартными» ограничениями (70 км/ч, 40 км/ч и пр.), нужно вводить не только согласование с ГИБДД, но и четкое обоснование, для чего это вводится, и устанавливать сроки действия указателей, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Евгений Литвин заметил, что в первоначальной редакции законопроекта планировалось ввести термин «Затор», но в заключительном тексте его нет.
Сегодня, напоминает эксперт, ПДД запрещают выезжать на перекресток или его участок, обозначенный разметкой-«вафельницей», при образовавшемся заторе. Но сам термин до сих пор не расшифрован, что вызывает неоднозначное толкование.
«Законопроект не внесет какие-либо существенные изменения в действующую практику», ГИБДД входит в состав межведомственной комиссии по рассмотрению ПОДД, заявили “Ъ” в столичном Центре организации дорожного движения. Дорожные камеры также устанавливаются на основании паспортов, которые согласуются Госавтоинспекцией.