Сказка о рыбаке и корытах
Министерства спорят о смягчении обязательств по инвестквотам
Министерства пытаются найти способ ослабить обязательства по инвестквотам для рыбопромысловых компаний, которые оказались в сложном положении из-за задержки строительства судов на верфях РФ. Сейчас, если компания не сдает судно вовремя, она не получает свою квоту на вылов и вынуждена продолжать оплачивать банковскую гарантию. Минпромторг и Минсельхоз предлагают выдавать квоты при готовности судна в 90%, но в Минвостокразвития считают, что это дискриминирует компании, которые уже сдали свои суда без поблажек.
Как стало известно “Ъ”, 19 апреля в Минсельхозе должно состояться согласительное совещание, на котором будет обсуждаться снижение ответственности рыбопромысловых компаний за несоблюдение условий соглашений по инвестквотам. Согласно этим соглашениям, компании, чтобы получить квоту на вылов, должны в течение пяти лет построить рыболовные суда на российских верфях и предоставить банковскую гарантию в обеспечение своих обязательств.
Проблема в том, что строительство многих судов задерживается по вине верфей.
По нынешним требованиям, если судно не сдано до 1 октября, компания не может претендовать на получение квоты на вылов на следующий год, а банковская гарантия должна обслуживаться еще два года после сдачи судна в эксплуатацию.
Глава Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев отмечал, что с начала проекта инвестквот рыбаки вложили более 200 млрд руб. и инвестпортфель будет и дальше расти.
Предложенные Минпромторгом и поддержанные Минсельхозом нововведения могут позволить рыбакам рассчитывать на квоту, если на 1 сентября техническая готовность судна превышает 90% и начались пусконаладочные работы (см. “Ъ” от 3 ноября 2020 года). Кроме того, у рыбаков появится возможность снизить вдвое банковскую гарантию, если техническая готовность судна достигла 80% и закрыто 70% построечных удостоверений. Однако, пойдя на такую меру, компания не сможет продлевать сроки строительства.
Минвостокразвития не согласилось с идеей Минпромторга.
Как заявил на комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре 16 апреля директор инвестиционного департамента министерства Илья Чернов, она ставит в неравные условия инвесторов, которые уже завершили строительство. «Кроме того, каким образом определить степень готовности судна? По сути дела, мы получаем объект, который не может вести свою деятельность, в принципе в таком состоянии он может оставаться до бесконечности»,— пояснил он.
Советник главы Минсельхоза Евгений Кац согласился, что необходимо четко регламентировать, что именно необходимо для признания судна готовым на 70% и 90%. Он отметил, что против предложений выступают рыбопромышленные компании, которые уже сдали свои суда. «Они говорят: если бы знали, что будут дополнительные поблажки, может быть, пересмотрели свою инвестиционную политику»,— рассказал чиновник. Как следует из таблицы разногласий, замечания к документу также высказали Минэкономики, ФСБ и ФАС.
В наиболее сложной ситуации сейчас оказалась группа компаний ФЭСТ.
В конце марта на верфи «Пелла» перевернулся один из строящихся для нее траулеров «Скорпион» стоимостью €33 млн. Погибли два человека, судно до сих пор не поставлено на ровный киль. По оценкам компании, на его восстановление потребуются два года и не менее €20 млн. ФЭСТ намерена отказаться от судна, хотя уже заплатила за него €20,4 млн. В таком случае она окажется без судна, квоты и с раскрытой банковской гарантией, выплата которой также ляжет на нее (см. “Ъ” от 16 апреля).
Исполнительный директор ФЭСТ Юрий Паршев отметил, что судно можно считать «устоявшимся» и можно выдавать судовладельцу квоту, если у него есть корпус, силовая установка, навигационное оборудование и выдан документ на класс. Глава УК ФОР (строит на Выборгском заводе три судна) Павел Балон напомнил, что в принятых постановлениях об инвестквотах банковская гарантия гарантирует, что рыбопромысловая компания внесет вклад в ВВП. Если работы почти на 100% оплачены (а без этого готовность судна на 90% наступить не может), эта цель уже достигнута, подчеркивает топ-менеджер.