Продукты подкатили к премьеру
Поставщики просят отменить новые правила доставки грузов в Москве
Поставщики и перевозчики продуктов обеспокоены грядущим ужесточением правил проезда в Москве и обратились за поддержкой к премьеру Михаилу Мишустину. Ограничения на передвижения грузовиков от 3,5 тонны в пределах МКАД, фиксированные маршруты и разделение пропусков для доставки грузов на дневные и ночные грозят ростом цен и сбоями поставок, утверждают участники рынка. Однако юристы считают, что бизнес обратился не по адресу — федеральное правительство напрямую не может заставить мэрию пересмотреть правила.
О проблемах регулирования движения грузового транспорта в Москве премьеру Михаилу Мишустину 15 апреля сообщили руководители Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Национальной мясной ассоциации, «Союзмолока», «Союзнапитков», Рыбного союза и других объединений. Копия обращения есть у “Ъ”. Письма также направлены в Минтранс, Минпромторг и Минсельхоз.
Бизнес беспокоит постановление мэрии Москвы от 6 апреля 2021 года. Документ, в частности, обязывает владельцев грузовиков с 5 мая регистрировать транспорт в Единой региональной навигационно-информационной системе Москвы (РНИС), вводит фиксированные маршруты, дневные и ночные пропуска, а также требует оформлять пропуска на грузовики массой от 3,5 тонны для движения в пределах МКАД.
Изменения грозят ростом затрат для всех участников цепочки поставок, повышением цен для потребителей, срывами контрактов и дефицитом грузовиков в столице, утверждают участники рынка.
Установка одного устройства для подключения к РНИС обойдется в 20 тыс. руб., фиксированные маршруты снизят эффективность логистики, а разделение пропусков на дневные и ночные сделает невозможной круглосуточную доставку, в том числе товаров первой необходимости, говорится в письме.
Участники рынка уже обращали внимание властей Москвы на эти риски (см. “Ъ” от 17 марта). Но, по словам источника “Ъ” среди производителей продуктов, «адекватной реакции не последовало». Сервис для оформления пропусков на грузовики от 3,5 тонны до сих пор не заработал, оформить ночной пропуск невозможно, а свежее молоко, например, на заводы привозят и ночью, отмечает он.
Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин поясняет, что фиксированные маршруты не позволят изменять точки доставки и перестраивать движение под дорожную ситуацию, кроме как под угрозой лишения пропусков. Ситуация грозит колебаниями в стоимости грузовых перевозок в районе 30%, а с учетом сопутствующих услуг цифра может быть еще выше, добавляет президент «Союзнапитков» Максим Новиков.
Исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина добавляет, что регистрация в РНИС может привести к утечкам конфиденциальной информации о маршрутах и клиентах, а раздельные пропуска и фиксированные маршруты вызовут простой части транспорта. Управляющий директор ГК «Совтрансавто» Владимир Тян поясняет, что раньше перевозчики старались передвигаться по Москве ночью, планируя погрузку или выгрузку на дневное время, что теперь будет невозможно.
Участники рынка просят премьера поручить оценить последствия нового регулирования, а также считают необходимым отменить требования соблюдения фиксированного маршрута, обязательного подключения к РНИС и разделение пропусков.
В пресс-службе правительства комментарий не предоставили. В Минсельхозе и Минпромторге обещают проработать обращение, в Минтрансе посоветовали обратиться в мэрию.
В департаменте транспорта Москвы заявили, что срок введения ограничений для грузовиков массой от 3,5 тонны уже переносили с 5 апреля на 5 мая, чтобы участники рынка могли подготовиться. Там также планируют провести семинары по порядку подачи заявок в РНИС, добавив, что услуга регистрации в системе бесплатная и уже доступна.
Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт напоминает, что мэрия вправе вносить изменения в нормативные акты регионального уровня без согласования с федеральным правительством, у которого нет полномочий самостоятельно пересматривать эти нормы. По его словам, смысл обращения к премьеру — привлечь внимание к проблеме высших эшелонов власти и оказать давление на мэрию, а не в том, чтобы решить вопрос в правовом поле.