«Мечел» решает рудный вопрос
Суд может вернуть компании лицензии на два месторождения
«Мечел» близок к тому, чтобы снова получить права на Пионерское и Сиваглинское месторождения железной руды в Якутии. Роснедра досрочно отозвали их из-за невыполнения лицензионных требований, но «Мечелу» удалось в суде доказать, что компания предприняла все возможное, а задержка произошла из-за противоречивых требований регулятора. Хотя сами месторождения сравнительно невелики, у них высокое качество сырья и удобная логистика.
«Мечел» через суд добивается возврата права пользования на Пионерское и Сиваглинское месторождения железной руды в Якутии. В октябре и декабре 2020 года арбитражный суд первой и второй инстанций признал решение Роснедр об отзыве лицензий незаконным. Окончательно вопрос еще не закрыт, так как 26 апреля ожидается рассмотрение кассационной жалобы Роснедр.
Лицензии были приобретены в 2011–2012 годах, но в декабре 2019 года Роснедра досрочно отозвали их из-за нарушений лицензионных требований. Так, в 2018 году Роснедра выявили, что компания просрочила подготовку ТЭО постоянных разведочных кондиций и технического проекта освоения месторождений. Однако, говорится в материалах дела, компания подготовила ТЭО и представила его на госкомиссию по запасам (ГКЗ). Там было решено «воздержаться от утверждения постоянных разведочных кондиций». Без них «Мечел» не мог приступить к разработке проектной документации и промышленному освоению месторождений.
Суд указал, что при вынесении Роснедрами приказов о досрочном прекращении лицензий не оценивались действия Якутнедр и ГКЗ, которые меняли условия разработки кондиций.
Дело в том, что в процессе геологоразведки были выявлены медь, золото и доломиты, которые отсутствуют в лицензиях. И, с одной стороны, ГКЗ требовала их дополнительного изучения, а, с другой стороны, Роснедра требовали выполнения сроков начала добычи.
Балансовые запасы Пионерского оцениваются в 137 млн тонн руды с богатым содержанием железа. Прирост запасов оценивался в 750 млн тонн руды. Запасы Сиваглинского месторождения значительно меньше — 26,4 млн тонн руды со средним содержанием железа около 53%. Высокое качество запасов позволяет осваивать их без значительных инвестиций, на которые «Мечел» с его большой долговой нагрузкой сейчас не может пойти.
В «Мечеле» заявили “Ъ”, что высоко оценивают экономический потенциал Пионерского и Сиваглинского месторождений и заинтересованы в их дальнейшей разработке для развития собственной сырьевой базы и для продажи железорудного концентрата на свободном рынке.
«На месторождениях выполнен большой объем геологоразведочных работ, а также успешно проведены промышленные испытания по переработке руд в агломерационном и доменном цехах Челябинского металлургического комбината»,— заявил представитель компании. Кроме того, активы расположены недалеко от входящего в «Мечел» «Якутугля», что позволит оперативно задействовать ресурсную базу этого предприятия, и всего в 9 км от железнодорожной ветки Нижний Бестях—Тында, примыкающей к БАМу.
Юристы считают, что регулятор не должен был подходить к вопросу формально. Глава практики разрешения споров и международного арбитража Art De Lex Артур Зурабян говорит, что нарушения лицензионных требований в той или иной форме допускают практически все пользователи, но далеко не всегда у них отзывают лицензии. «В данном деле суды не стали подходить формально к оценке фактических обстоятельств, хотя, как следует из судебных актов, на дату решения Роснедр об отзыве лицензии нарушения действительно имели место»,— говорит юрист. Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров добавляет, что позиция суда создает положительную тенденцию, когда применение нормы не упирается в ее буквальное прочтение, а концентрируется на смысле, заложенном в норму.