Инвестбанкиры заработали на акциях
Размещения облигаций ждут лучших ставок
Расширение американских санкций против России не успело сказаться на бизнесе инвестбанков, работающих в стране. По данным Refinitiv, комиссионные доходы за первый квартал составили почти $100 млн, что немногим ниже показателя начала 2020 года. Однако значительно изменилась их структура: резко увеличились комиссионные от размещения акций на фоне их серьезного сокращения при размещении бондов. Даже с учетом новых санкций участники рынка сохраняют позитивные настроения в отношении акций, а также ждут оживления на долговом рынке за счет отложенного спроса.
По итогам первого квартала комиссионные вознаграждения от инвестиционно-банковской деятельности в России составили $99,8 млн, свидетельствуют данные Refinitiv. Это на 11% ниже результата того же периода 2020 года. Сильнее всего снизились доходы от синдицированного кредитования, более чем в шесть раз, до $4,67 млн. Комиссии от M&A упали в 2,5 раза, до $9,7 млн.
Снижение затронуло и доходы от сделок на рынке долгового капитала. По итогам квартала банкирам удалось заработать на них только $25 млн, тогда как в первом квартале 2020 года комиссии достигали $36 млн (падение на 22,2%). Как и в предыдущий кризис пять лет назад, уменьшение вознаграждения связано со снижением интенсивности первичных размещений на рынке рублевых корпоративных облигаций. По данным Refinitiv, на рынках долгового капитала за квартал было заключено 12 сделок на $6,5 млрд, что на 28% меньше показателя годичной давности.
По словам старшего экономиста банка «ФК Открытие» Максима Петроневича, основная причина — несовпадение ожиданий по динамике процентных ставок у корпоративного и банковского секторов. «На фоне растущих годовых темпов инфляции банки начали ожидать начала нормализации монетарной политики и роста уровня ставок. Корпоративный сегмент ожидал сохранения низких ставок»,— отмечает эксперт.
Увеличили активность банкиры только на рынке акционерного капитала. За прошедший квартал их комиссионные составили $60,3 млн, почти втрое превысив показатель 2020 года. «В этот период произошло несколько знаковых сделок на общую сумму более $3,3 млрд, что является рекордным показателем за сопоставимый период с 2011 года»,— говорят в ВТБ. По данным Refinitiv, за квартал прошли три вторичных размещения и одно IPO — Fix Price Group Ltd разместила ценные бумаги на Лондонской и Московской биржах более чем на $1,7 млрд. Это IPO стало крупнейшим для российских эмитентов со времен размещения «Русала» на $2,24 млрд, состоявшегося в январе 2010 года в Гонконге и Париже.
Относительно перспектив ближайших кварталов участники рынка высказываются осторожно, с оглядкой на происшедшее на прошлой неделе расширение санкций против России.
Санкции, по мнению партнера инвестгруппы «Атон» Виктора Димы, не придают уверенности рынку, но в том виде, в котором они были введены, вряд ли серьезно поменяют планы эмитентов по выходу на биржу. «Аппетит к российским акциям остается у международных и российских инвесторов в силу быстрого восстановления экономики после пандемии и относительной недооцененности российских активов»,— отмечает господин Дима.
В ВТБ заявили, что в активной разработке находится порядка десяти сделок на рынках акционерного капитала: «Рынок сейчас очень активен, и мы полагаем, что этот тренд продолжится». «Стоит ожидать выхода на рынок капитала компаний из сектора ритейла, телекоммуникаций, медицинского обслуживания, технологий, индустриального, нефтехимического и финансового секторов. Потребность и заинтересованность в выходе на публичные рынки есть у десятков компаний»,— отмечает Виктор Дима. О планах размещения уже объявляли Segezha Group, Nordgold, «Европлан», «Светофор Групп», ivi, Совкомбанк и ряд других компаний.
На долговом рынке даже с учетом санкций также возможно оживление. По мнению старшего вице-президента Росбанка Татьяны Амброжевич, даже с учетом ухудшения геополитического фона активность на первичном долговом рынке возобновится, возможно, достигнет тех уровней, которые наблюдались в прошлом году во время цикла понижения ставок за счет отложенного спроса.