Банки заискивают
Операторов связи ждут суды из-за СМС-рассылок
Совкомбанк хочет взыскать 137 млн руб. с Tele2 из-за необоснованно высоких цен на СМС-рассылки. Это уже третий банк, который подает подобный иск к операторам связи: ранее иски почти на 250 млн руб. к МТС, «Вымпелкому», «МегаФону» и Tele2 подал «Ренессанс Кредит», а Тинькофф-банк — на 1,1 млрд руб. к МТС. Операторы уверены, что кредитные организации убытков не несли, перекладывая расходы на клиентов. Но юристы считают, что шансы в суде у банков неплохие.
Как обнаружил “Ъ” в картотеке арбитражных дел, 14 апреля Совкомбанк подал иск на 137 млн руб. к оператору Tele2. «Это иск за необоснованное повышение сотовыми операторами стоимости СМС-рассылок в 2017 году, который подан после завершения судебных процессов операторов с ФАС в пользу банков»,— пояснили в Совкомбанке. В Tele2 называют условия оказания услуг СМС-рассылок банкам справедливыми. «Считаем основания иска неубедительными и будем отстаивать свою позицию в суде»,— сообщили там.
В последние месяцы банки активизировали попытки взыскать средства с операторов за рассылки. Так, 29 марта Тинькофф-банк подал иск на 1,1 млрд руб. к МТС. «Ренессанс Кредит» с декабря подал иски к МТС, «Вымпелкому», «МегаФону» и Tele2 в целом почти на 250 млн руб. Суд принял три из них, иск к Tele2 был возвращен. В Тинькофф-банке и «Ренессанс Кредите» комментировать иски отказались.
Претензии банков касаются предписания ФАС и последовавших разбирательств «большой четверки» операторов в арбитражном суде. В мае 2019 года ФАС признала компании виновными в создании дискриминационных условий для банков.
В частности, госбанки получали более выгодные тарифы в сравнении с частными кредитными учреждениями. Операторы попытались оспорить решение и предписание ФАС в суде, но не преуспели. «Суд подтвердил правомерность и обоснованность решений и предписаний ФАС России в отношении МТС, "Вымпелкома" и Tele2. Судебное рассмотрение по иску "МегаФона" еще продолжается»,— уточнили в пресс-службе ФАС.
Собеседник в одной из компаний подтверждает, что не так давно операторы проиграли споры по всем судебным инстанциям. «Теперь банки, воспользовавшись ситуацией, пытаются восполнить, по их мнению, убытки»,— говорит он. Но, по его мнению, коммерческие банки убытков не несли и перекладывали все расходы по услугам СМС-информирования полностью на своих клиентов. При средневзвешенной цене у операторов за одну СМС в среднем 1,5 руб. затраты банков на рассылку составляли в среднем 21 руб. ежемесячно, в то время как сами банки берут со своих клиентов за услугу СМС-информирования как минимум 60 руб., посчитал собеседник “Ъ”. Представители «МегаФона» и МТС отказались от комментариев. В «Вымпелкоме» не ответили на запрос.
Судебные процессы между операторами и ФАС проходят в закрытом режиме.
Из карточки дела следует, что сначала суды вставали на сторону операторов, однако на новом круге рассмотрения, в феврале этого года, решение антимонопольного органа было признано законным, объясняет старший юрист коммерческой группы Vegas Lex Ксения Подгузова. «Наличие акта ФАС, подтвержденного судебным решением, существенно упрощает задачу истцов»,— отмечает она.
Шансы банков взыскать средства в текущей ситуации высоки, уверен основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. «Предлогом может служить как неосновательное обогащение, так и ущерб, причиненный банкам, в результате сговора на рынке нескольких операторов»,— говорит он.
Но кредитным организациям придется обосновать расчет потерь и наличие причинно-следственной связи между нарушением и убытками, уточняет руководитель группы антимонопольной практики Art De Lex Сергей Казарян.
По словам гендиректора «ТМТ Консалтинга» Константина Анкилова, услуги СМС-рассылок обеспечивают около 4% общего объема мобильной выручки операторов связи, которая составляет 998 млрд руб. Эксперт называет эту статью доходов «небольшой, но значимой».