Из Турции с убытком
Российские авиакомпании недополучат 17 млрд рублей от прекращения полетов
За полтора месяца ограничений полетов в Турцию российские перевозчики недосчитаются 17 млрд руб. выручки, подсчитали аналитики. Недополученная прибыль, по прогнозам экспертов, превысит 1–1,5 млрд руб. В частности, для лоукостера «Победа» этот показатель, по оценкам источников “Ъ”, может составить 500 млн руб. Эксперты отмечают, что найти другой источник выручки компании не смогут: ни одно доступное сегодня направление не пользуется такой же популярностью среди туристов, как турецкое.
Объем недополученной выручки российских авиаперевозчиков за полтора месяца действия ограничений полетов в Турцию составит 17 млрд руб., подсчитали по просьбе “Ъ” в «ВТБ Капитал». Оперативный штаб правительства по борьбе с коронавирусом 12 апреля приостановил полеты в Турцию с 15 апреля по 1 июня, за исключением вывозных рейсов.
В «ВТБ Капитал» основывают свои расчеты на оценке пассажиропотока между двумя странами в 1,5 млн пассажиров до 1 июня. «Недополученная прибыль может составить за это время чуть менее 1 млрд руб.»,— полагает аналитик инвестбанка Елена Сахнова. С этой оценкой согласен гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Он напомнил, что, по данным АТОР, туры в Турцию до конца мая приобрели почти 600 тыс. россиян — это более 1,2 млн авиабилетов туда-обратно. Еще 100 тыс. неорганизованных путешественников собирались посетить страну самостоятельно.
«Даже при очень скромных $10–20 прибыли с каждого пассажира — это $10–20 млн недополученной прибыли. В реальности эта сумма может быть выше»,— отметил господин Ланецкий.
Источник “Ъ”, близкий к коммерческому департаменту «Победы», оценивает недополученную выручку перевозчика более чем в 500 млн руб. Он также подчеркивает, что прямые затраты авиакомпании на организацию вывозных рейсов из Турции превысят 50 млн руб. Официально в пресс-службе лоукостера сообщили, что на данный момент компания оценивает расходы по вывозным рейсам. «Но уже понятно, что они очень большие»,— уточнили в компании. Для оптимизации расходов перевозчику пришлось отменить 360 разворотных рейсов: в Анталью и Газипашу из Москвы, а также в Стамбул из Екатеринбурга, Казани, Москвы, Минеральных Вод и Уфы.
В «Уральских авиалиниях» объем недополученной выручки оценили в 150–200 млн руб. В настоящий момент авиакомпания осуществляет полеты преимущественно в рамках чартерной программы, заранее согласованной с туроператорами. «Поэтому с правовой точки зрения обязанность по вывозу туристов возникает у туроператора, а не у авиакомпании»,— отметили в пресс-службе перевозчика. В связи с этим «Уральские авиалинии» не видят прямых убытков от вывозных рейсов, но также фиксируют упущенную выгоду. Перевозчик намерен наращивать в летнем расписании частоту выполнения рейсов на российский юг: Анапа, Геленджик, Симферополь, Сочи, Краснодар, а также Минеральные Воды.
В S7 Airlines отказались раскрывать свои потенциальные потери и текущие затраты из-за запрета полетов в Турцию, однако отметили, что дополнительные субсидии были бы уместны. «Компания не рассчитывала на компенсацию за временное ограничение полетов в Турцию, но, если механизм будем предложен, мы, разумеется, будем претендовать на возмещения»,— сообщил представитель перевозчика. В Red Wings не стали комментировать компенсации, уточнив, что выполнят необходимое количество рейсов для возврата всех туристов. После этого самолеты авиакомпании, освобожденные на апрель—май от турецкой чартерной программы, будут задействованы на внутрироссийских рейсах.
В других авиакомпаниях на вопрос “Ъ” относительно компенсаций от государства из-за ограничений полетов в Турцию не ответили. До сих пор в таких случаях власти ничего не компенсировали перевозчикам — даже после запрета прямых полетов в Грузию в 2018 году, когда такие субсидии официально обещал Минтранс.
«Ни одно внутреннее и международное направление не может конкурировать по пассажиропотоку с Турцией»,— отметил исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.
В Крыму и Краснодарском крае сезон начинается ближе к началу лета, а остальные туристические направления значительно превосходят турецкое в цене. Однако авиакомпании смогут покрыть издержки, связанные с ограничениями, значительным повышением цены на билеты по всем курортным направлениям, которое уже происходит, подчеркнул эксперт. Еще в начале марта сообщалось, что россияне стали тратить на авиабилеты за рубеж в среднем почти на 40% больше, чем в 2019 году. «Уверен, что компании смогут оперативно переориентировать свои мощности. Перевозчики довольно драматично рисуют потери, но это не означает прямых убытков»,— заключил господин Пантелеев.