Суррогатные дети раздора
Репродуктологи выступили против поправок к медицинскому законодательству
Российская ассоциация репродукции человека (РАРЧ) выступила с критикой доработанной версии проекта закона, запрещающего иностранным гражданам пользоваться услугами суррогатных матерей в России. Организация, объединяющая специалистов по проблеме бесплодия во всей стране, направила соответствующий отзыв в Минздрав. Медики утверждают, что законопроект ограничивает в медпомощи нуждающихся в ней людей. Автор инициативы Петр Толстой заявил “Ъ”, что 90% суррогатных родов в России происходят по заказу иностранцев и практика торговли детьми будет прекращена. По его словам, Госдума рассмотрит законопроект до конца весенней сессии.
Минздрав обратился в Российскую ассоциацию репродукции человека (РАРЧ) с просьбой дать заключение на проект федерального закона, запрещающего иностранцам и лицам без гражданства пользоваться услугами суррогатных матерей в России. По всей видимости, этот документ заменит более раннюю версию проекта, обсуждение которого проходило в январе 2021 года, уточняют в ассоциации.
Законопроект, лишающий иностранцев возможности пользоваться услугами суррогатных матерей-россиянок, разработала группа депутатов во главе с вице-спикером парламента Петром Толстым. Это случилось после того, как в январе 2020 года полиция в московской квартире обнаружила мертвого младенца вместе с четырьмя другими детьми, няней и суррогатной матерью. Дети родились в нескольких филиппинских семьях в Европейском центре суррогатного материнства в Москве и ждали, когда родители отвезут их домой. Законопроект, подготовленный год спустя, вызвал критику экспертного сообщества, в том числе РАРЧ. Ряд экспертов назвали инициативу «дискриминационной по признаку супружеского статуса» и не соответствующей Конституции, гарантирующей равенство граждан.
Доработанный документ еще не опубликован официально, однако совет РАРЧ разместил его на сайте ассоциации. Он по-прежнему разрешает становиться суррогатными родителями только гражданам РФ.
Дети от генетических родителей-иностранцев после вступления закона в силу будут признаны россиянами «по рождению». Необходимость законодательных изменений авторы иллюстрируют рядом примеров, которые показывают «тяжесть преступлений», совершенных иностранными суррогатными родителями. В частности, в пояснительной записке упоминается гражданин США, который продал в сексуальное рабство сына, рожденного россиянкой для него и его партнера.
Члены РАРЧ — акушеры-гинекологи, репродуктологи, эмбриологи, урологи-андрологи, генетики — снова остались недовольны инициативой. Новый проект, по замечанию экспертов, «не устраняет имеющиеся недостатки, а увеличивает их число». В частности, «избыточным и негуманным» представители ассоциации считают запрет на оказание этого вида медпомощи страдающим от неизлечимого бесплодия женщинам — иностранным подданным, «включая наших бывших соотечественниц из СНГ и других бывших союзных республик». Они также подчеркивают, что инициатива ущемляет права на лечение с применением программы суррогатного материнства российских граждан, состоящих в браке с иностранными гражданами, и не определяет действия по защите интересов детей, попадающих в детский дом (и при этом имеющих родителей в других странах). Таким образом, в ассоциации пришли к выводу, что законопроект ограничивает в медпомощи нуждающихся, и призвали авторов «к тщательной доработке с привлечением компетентных представителей медицинского и правового сообщества и с проведением широкой общественной дискуссии».
Инициатор изменений Петр Толстой заявил “Ъ”, что 90% суррогатных родов в России происходят по заказу иностранцев.
«Бюджет, который получают за эти операции разные структуры, занимающиеся посреднической деятельностью, рекламной, отчасти врачебной, юридической поддержкой, оценивается более двух миллиардов евро в год. Не исключаю, что в их числе и данная ассоциация (РАРЧ.— “Ъ”). За такие деньги можно и не такие заключения написать»,— сказал господин Толстой. Он отметил, что из законопроекта «решили убрать» дополнительные ограничения по отношению к российским гражданам. «Люди, защищающие торговлю детьми, все время пытаются уличить нас в нарушении прав женщин или в ущемлении каких-то родовспомогательных технологий. Все права у граждан России остаются. А вот торговля детьми за рубеж, которая процветает под видом суррогатного материнства, будет запрещена»,— добавил он.
Зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина считает, что авторы проекта «по сути мало что изменили в новой редакции». Она отметила, что приведенные в пояснительной записке примеры преступлений по отношению к детям не должны стать преградой к лечению бесплодия, так как «это две темы из разных плоскостей». Законопроект, по замечанию госпожи Пушкиной, не решает ряд важных проблем. В частности, остаются открытыми вопросы о порядке приобретения гражданства РФ по рождению детям иностранных граждан, воспользовавшихся услугой суррогатного материнства. Непонятно, как будут реализовываться права россиян, состоящих в браке с иностранцами, и как будет действовать запрет на услугу суррогатного материнства иностранным гражданам, которые на законных основаниях проживают на территории России. Оксана Пушкина добавила, что по подсчетам специалистов, в стране в год от суррогатных матерей появляется около 22 тыс. младенцев, а спрос на такую процедуру ежегодно растет.
«Статья 38 Конституции РФ провозглашает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Программа суррогатного материнства может стать последним шансом иметь собственных детей. Мы не вправе отбирать у людей возможность быть генетическими родителями любым доступным способом»,— заключила госпожа Пушкина.
По словам Петра Толстого, законопроект готов к рассмотрению в Госдуме: «Все необходимые согласования для этого будут получены в ближайшие дни. Будем стараться рассмотреть его как можно скорее».