Суд не выдаст, волк не съест
В начале года граждан России охватили новые страхи
Действия полиции и судов на протестных акциях, а также возможные потрясения из-за ситуации вокруг Алексея Навального больше всего тревожили россиян в начале года, следует из очередного «Национального индекса тревожностей», подготовленного Компанией развития общественных связей (КРОС). По данным исследователей, в январе—марте в соцсетях наблюдался всплеск негативных высказываний как в адрес правоохранителей, так и протестующих. Рост тревожности также связан с коронавирусом и страхом перед началом войны, считает эксперт.
Главными источниками страхов россиян в первом квартале 2021 года стали рост цен на продукты питания, протесты и давление государства на соцсети. В первую десятку поводов для тревоги также вошли угроза «революции и потрясений» из-за ситуации вокруг Алексея Навального, обострение российско-американских отношений и вооруженного конфликта на Донбассе, продолжение пандемии (появление новых штаммов коронавируса, введение ковид-паспортов и обязательной вакцинации), «нашествие волков» в малых населенных пунктах и паводок.
Напомним, «Национальный индекс тревожностей» выявляет и ранжирует фобии на основе анализа новостей в СМИ и наиболее обсуждаемых тем в социальных сетях, а также их соотношения. В четвертом квартале прошлого года россияне больше всего боялись падения уровня жизни, недостаточного уровня медицинской помощи на фоне эпидемии коронавируса и возможных последствий вакцинации от него.
По значимости для граждан в начале 2021 года на первое место вышел страх перед действиями полиции и судов в связи с акциями протеста.
Согласно выводам доклада, эту тему в соцсетях обсуждали в 7,7 раза активнее, чем в СМИ. На втором месте оказался страх перед «нашествием волков» (обсуждалась в 5,9 раза активнее), а на третьем — угроза «революции и потрясений» из-за ситуации вокруг Алексея Навального (в 3,7 раза).
По данным «индекса» в начале года в соцсетях отмечался всплеск как негативных высказываний в адрес правоохранительных органов и судов, так и опасений в том, что протестные акции направлены на «дестабилизацию обстановки», которая грозит массовыми беспорядками, подрывом конституционного строя и «цветной революцией». Наиболее характерным это было для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Новгородской области. При этом страх перед «нашествием волков» стал актуален в связи с появлением данной проблемы во многих регионах: Архангельской, Омской, Нижегородской, Смоленской, Псковской, Московской, Кировской областях, Республике Коми, Карелии, Бурятии и других.
По словам директора по аналитике КРОС Андрея Лебедева, триггером для роста тревожности россиян стала политическая повестка, и в первую очередь акции протеста:
«Подавляющая часть общества не хочет революций и потрясений, так как опасается их последствий. В то же время то, как действуют правоохранительные органы и какие решения принимают суды, людям тоже не очень нравится».
Господин Лебедев уверен, что, «даже не соглашаясь с протестующими, люди примеряют происходящее на себя и испытывают тревогу и за собственную безопасность».
Директор ВЦИОМа Валерий Федоров тоже констатирует рост тревожности среди населения. Однако, по его словам, в большей степени это связано с эпидемической ситуацией и страхом перед началом войны: «Вроде бы вторая волна коронавируса закончилась, но нет ощущения, что победа над эпидемией одержана. В Европе дела идут плохо, Турцию закрыли, вакцинация в России идет достаточно медленно, что создает риски третьей волны. Страх перед началом войны порождает обстановка в Донбассе и напряженность в отношениях с США».
Тревожность на фоне протестной повестки, по мнению социолога, активно проявляется среди либеральной части населения, которая негативно воспринимает ухудшение отношений с Западом, а также среди молодежи — главной аудитории Алексея Навального: «Молодежь получает основную информацию из интернета, где картинка более негативная, чем по телевидению. Поэтому ее оценки происходящего более критические».