«Будем больше инвестировать в инфраструктуру Воронежской области»
Глава банка «Открытие» в Воронеже Александр Матинко о планах развития бизнеса кредитной организации
В конце марта 2021 года отделение банка «Открытие» в Воронеже возглавил Александр Матинко, ранее три года проработавший на аналогичной должности в Тамбове. В эксклюзивном интервью господин Матинко оценил особенности работы на банковских рынках этих регионов, рассказал о планах по развитию бизнеса банка в 2021 году и анонсировал приоритетные направления работы.
— Как вы оцените динамику воронежского филиала под руководством вашего предшественника в 2020 году? Довольны ли темпами прироста по рознице и корпоративному сегменту?
— Дмитрий Чебряков успешно реализовал трехлетнюю стратегию развития банка в регионе, собрал команду профессионалов банковского дела. Сейчас воронежское отделение банка «Открытие» - полноценный филиал, который по ряду сервисных направлений обслуживает другие региональные операционные офисы в Центральной России. Мы успешно развиваем все основные направления бизнеса классического универсального банка. С нуля были созданы центры ипотечного кредитования и центр по работе с малым и средним бизнесом. По розничному бизнесу банк входит в топ-10 банков региона, кредитный портфель физлиц достиг 3,2 млрд рублей. За три года выдачи кредитов увеличились в три раза, а клиентская база росла в полтора раза быстрее, чем в среднем по банку. Это говорит о том, что банковские продукты «Открытия» актуальны и привлекательны для потребителей.
— Какой план по основным бизнес-показателям ставите на 2021 год?
— В 2021 году мы вступаем в новый этап развития банка «Открытие» и скоро представим новую трехлетнюю стратегию. У воронежского отделения банка остаются свои приоритеты развития – наша задача войти в топ-5 банков в регионе. Мы постоянно работаем над повышением эффективности всех основных направлений деятельности банка «Открытие» в регионе. Компании группы «Открытие» поддерживали и продолжат поддерживать своих клиентов в любых сценариях. У «Открытия» большой запас прочности, который позволяет нам справляться с внешними вызовами и уверенно смотреть в будущее. Мы приступили к внедрению новой модели работы с предпринимателями. Ключевые задачи — развитие мобильных форматов обслуживания и рост клиентской базы темпами выше рынка. Пандемия заставила нас быстро переходить от обслуживания в офисах к курьерской доставке финансовых продуктов. Важный приоритет нашей работы — повышение уровня удовлетворенности клиентов и акцент на нефинансовые сервисы. То есть все, что находится вокруг клиентов и их бизнеса.
— Расскажите о проектах, которыми вы занимались в Тамбове.
— Мой самый главный проект на тамбовской земле - банк «Открытие». В регионе этот бренд появился в 2018 году. Сейчас кредитный портфель банка в Тамбовской области составляет 3,6 млрд рублей, портфель корпоративно-инвестиционного бизнеса достиг 2,6 млрд, МСБ – 550 млн, а по рознице – 480 млн. Объем размещенных депозитов - 1,5 млрд. Наиболее динамично развивались зарплатные проекты и кредитование предпринимателей. Особенно активно кредитовались тамбовские аграрии. Считаю, что нам удалось успешно вывести на местный рынок нового значимого федерального игрока.
— Насколько интересно банку «Открытие» кредитование госсектора в Воронежской области?
— Безусловно, эта сфера кредитования для нас интересна, и позитивный опыт у банка в регионе есть. В прошлом мы открыли возобновляемую кредитную линию на покрытие дефицита бюджета одному из муниципальных районов Воронежской области. Банк «Открытие» стремится к дальнейшему укреплению долгосрочных партнерских отношений с регионом, мы готовы оценивать и финансировать значимые проекты, в которых заинтересовано правительство Воронежской области. В банке накоплен богатый опыт реализации региональных проектов в рамках частного и государственного партнерства, у нас есть кейсы по формированию благоприятного инвестиционного климата. Мы готовы этим опытом делиться. Поэтому еще одна область нашего бизнес-интереса – развитие в регионе проектов в рамках государственно-частного партнерства.
— Видите ли вы изменение баланса спроса между кредитными и депозитными продуктами. Сохранится ли в связи с этим спрос на инвестиционные продукты, проявившийся в 2020 году?
—В Воронежской области запрос на кредиты у населения выше, чем на открытие вкладов. Тем не менее риски, связанные с пандемией, стали драйвером роста спроса на инвестиционное страхование жизни. В прошлом году фокус внимания у населения сместился в сторону инвестиционных продуктов. В третьем и четвертом кварталах прошлого года мы зафиксировали рост спроса на оформление индивидуальных инвестиционных счетов во всех регионах Центральной России. Этот инструмент - лучший вариант для начинающих инвесторов. Группа банка «Открытие» в прошлом году добилась рекордного роста объемов вложений клиентов в фондовый рынок и в инвестиционные страховые продукты. По итогам 2020 года объем активов клиентов «Открытие Брокер» вырос на 76%, а вложения в инвестиционно-накопительные страховые продукты «Росгосстрах Жизнь» - на 36%. Это свидетельствует о высоком темпе развития бизнеса, растущем уровне доверия к бренду. В период пандемии была проведена колоссальная работа по улучшению дистанционных сервисов, а также удаленного обслуживания клиентов. Минувший год стал успешным для инвестиционного бизнеса группы. Существенная коррекция на финансовых рынках в начале года и происходившее в 2020 году снижение ключевой ставки создали отличные условия для комфортного входа в рынок и способствовали активному росту клиентской базы. Динамика развития инвестиционного блока подтверждает правильность нашего подхода, который подразумевает синергию банковского и брокерского бизнеса. В 2021 году мы ожидаем еще более существенного роста этого направления.
— Какова ситуация с выдававшимися в 2020 году компаниям льготными кредитами на зарплаты и такой мерой поддержки, как реструктуризация кредитов по госпрограмме? Все ли выполняют условия получения господдержки? Велик ли риск просрочки по льготным кредитам для компаний, которым не удалось быстро выровнять финансовое положение?
— Банк «Открытие» активно поддерживает малый и средний бизнес с использованием государственных инструментов льготного кредитования. По итогам 2020 года доля льготных кредитов предприятиям в общем портфеле МСБ достигла 35%. Банк «Открытие» вошел в топ-3 банков по объему выдач кредитов в рамках программы субсидирования Минэкономразвития по постановлению правительства №1764. В прошлом году банк подключился к реализации семи новых госпрограмм, включая антикризисные льготные кредиты на сохранение занятости, кредиты на возобновление деятельности предприятиям из наиболее пострадавших от пандемии секторов экономики, кредитные каникулы, а также другие федеральные и региональные программы. Банк «Открытие» в прошлом году одним из первых на рынке поддержал компании МСБ во время эпидемических ограничений, введя кредитные каникулы и отменив комиссии за обслуживание для наиболее пострадавших клиентов. Предприниматели героически пережили коронакризис. Да, пришлось многое менять, перестраивать бизнес, рефинансировать кредиты. Но я не знаю ни одного нашего клиента-предпринимателя, который бы сдался. Отличие 2020 года в том, что бизнесу, да и всем нам, пришлось работать в условиях тотальной неопределенности. Главное качество предпринимателя – во всем видеть возможности. Посмотрите на рост объемов интернет-торговли, услуг по доставке, дистанционного обучения. Воронежские предприниматели, которые обратилась за поддержкой в прошлом году в наш банк, выполняют свои обязательства в полном объеме. Показательно, что сейчас для предпринимателей актуальны кредитные продукты, которые смогут способствовать росту бизнеса. То есть бизнес в регионе намерен расти, несмотря на все трудности.
— Планируете ли вы обновление команды банка в Воронеже? Стоит ли ожидать новостей о наборе новых сотрудников?
— Это вопрос скорее о том, насколько комфортно чувствует себя команда и будет ли нам по пути в условиях новых вызовов. Время покажет. На данный момент я полностью доволен командой. Мы готовы принять и новых сотрудников, которые разделяют наши ценности. Активно развиваем каналы дистанционного обслуживания, поэтому численность сотрудников увеличивается за счет набора представителей банка и курьеров.