Google вменяют YouTube
Какие претензии к сервису возникли у антимонопольной службы
ФАС заподозрила Google в нарушении антимонопольного законодательства и начала разбирательство в отношении корпорации. Федеральная антимонопольная служба считает, что один из сервисов IT-гиганта, а именно — видеохостинг YouTube, злоупотребляет доминирующим положением на рынке, а политика компании может ущемлять интересы пользователей и других участников рынка. В чем именно провинились Google с YouTube и чем может закончиться разбирательство ФАС? Разбиралась Виктория Феофанова.
ФАС обратила внимание на Google с подачи региональной общественной организации «Центр интернет-технологий». Поводом послужила серия блокировок аккаунтов пророссийских СМИ в YouTube. Летом прошлого года компания без предупреждения удалила страницу телеканала «Царьград», сославшись на нарушение законов о санкциях и правил торговли. Основатель медиа Константин Малофеев с 2014 года находится под американскими санкциями. До этого YouTube также блокировал аккаунты РИА ФАН, канала «Крым 24», изданий Anna-News и News Front.
Директору регионального общественного «Центра интернет-технологий» Сергею Гребенникову такая политика компании кажется необъективной и непрозрачной: «Google что-то блокирует, а, например, то, что реально запрещено на территории Российской Федерации, почему-то оставляет без внимания. Наша жалоба была основана в первую очередь на том, чтобы был единый подход к удалению и блокировке контента, а не какой-то выборочный, который нравится компании. Получается, что они занимают лидирующее положение и диктуют свои правила».
Казалось бы, существует пользовательское соглашение, с которым должен ознакомиться каждый желающий зарегистрироваться на платформе. Но даже те немногие, кто его осилит, не получат ответы на все вопросы, поделилась с “Ъ FM” начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева: «Google по собственному усмотрению, если он увидит негативные последствия для себя или для третьих лиц, вправе удалить аккаунт.
Поставщики товара в терминах антимонопольного законодательства не знают, когда и на каких условиях им позволят дальше распространять свой товар и отдадут ли им их товар обратно. Такие условия могут привести к ограничению конкуренции на смежных рынках».
Отлученным от YouTube СМИ пришлось искать другие площадки. Например, на платформе «Яндекс.Эфир», в пользовательском соглашении которой, к слову, также сказано о праве без объяснения причин удалить загруженный пользователями контент. Но полноценной заменой сервису Google ни «Яндекс.Эфир», ни Rutube называть нельзя, объясняет директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова: «Google уникален тем, что там есть Content ID, что предотвращает закачку контента, который нарушает авторское право. У нас пока таких механизмов нет. Соответственно, это все-таки крупнейший UGS-сервис. В принципе, вполне возможно такое, что крупный монополист на рынке может это использовать для нечестной конкуренции».
Справедливости ради, против Google ополчились не только российские власти, гораздо большие проблемы у компании были в Соединенных Штатах. Претензии похожие: продвижение собственных сервисов и блокировка контента без предупреждения. Глава Google Сундар Пичаи объяснил, что все эти действия только на благо.
Сундар Пичаи, генеральный директор Google Inc.
Предоставлять пользователям наиболее качественную, точную и достоверную информацию — вот наша миссия. Это наши принципы, и они напрямую связаны с нашими деловыми интересами и долгосрочными планами. Мы хотим обслуживать пользователей по всему миру. Для этого нам нужно заслужить их доверие.
Глобально вариантов воздействия на корпорацию у российских властей два: запретить работать в стране или заставить платить. Но заблокировать Google — значит отказаться не только от поисковика и видеохостинга, корпорация также предлагает почтовую службу Gmail, онлайн-редактор текстов, таблиц и презентаций Google Docs, переводчик, магазин приложений для пользователей операционной системы Android и другие сервисы. Так что, вероятнее всего, ограничатся штрафами.
Вопрос в том, как такое решение воспримут в Google, говорит адвокат и партнер «Центра цифровых прав» Саркис Дарбинян: «К настоящему моменту нет ни единого механизма исполнения этих штрафов, потому что между странами до сих пор нет соглашения о взаимопомощи по административным делам.
И здесь стоит рассчитывать лишь на добровольность исполнения этих решений Google, если те захотят их исполнять».
Между тем в марте этого года Роскомнадзор изобрел еще одно средство воздействия на цифровые площадки — замедление. Под удар тогда попал Twitter, и пользователи жаловались, что у них каждое изображение подгружается по несколько минут. Остается надеяться, что YouTube ждет другая судьба — смотреть видеоролики в минимальном разрешении в эпоху 4К будет тяжелым ударом.