«Пациенты начинают предъявлять все более жесткие требования к эстетическим процедурам»
Экспертное мнение
В 2020 году один из крупнейших мировых производителей продуктов в области эстетической медицины Allergan завершил интеграцию в состав международного фармгиганта AbbVie. Российскому подразделению Allergan Aesthetics, по словам его генерального директора Нины Наследуховой, удалось достойно встретить форс-мажор пандемии за счет развития собственных digital-платформ. В интервью “Ъ” госпожа Наследухова рассказала о спросе на «скинимализм», важности этических принципов в индустрии красоты и тренде на ответственное отношение пациентов к своему здоровью на фоне роста квалификации врачей.
— Какие изменения произошли в компании в 2020 году и какова сейчас стратегия развития бизнеса?
— Не секрет, что прошлый год стал стресс-тестом для всей экономики не только России, но и мира. Бизнес оказался в весьма непростой ситуации, столкнувшись с новыми вызовами, которые спровоцировала пандемия коронавируса. Сегмент эстетической медицины также оказался под давлением форс-мажора, но надо отметить, что одним из первых вышел из периода самоизоляции. Во многом это произошло благодаря фактору «отложенного спроса».
Конечно, невозможно предсказывать такие события, как пандемия и карантин, но наша компания оказалась максимально подготовленной к новой реальности ведения бизнеса. Еще в 2019 году мы начали активное развитие своих digital-платформ, к которым планомерно подключали и специалистов здравоохранения. Поэтому пандемия не «перекрыла кислород». Нам хватило одного дня, чтобы развернуть взаимодействие с клиентами в онлайн-формате. Если говорить о структурных изменениях — в 2020 году Allergan стал частью биофармацевтической компании AbbVie. В мае прошлого года сделка была окончательно закрыта, и это укрепило наши позиции на международном рынке.
Дальнейшая стратегия развития подразделения Allergan Aesthetics очевидна: укреплять лидерские позиции на рынке эстетической медицины и продолжать растить портфель инновационных продуктов с одним из самых высокоизученных профилей качества и эффективности. И здесь мы в рамках единой компании AbbVie следуем нашей общей миссии — использовать экспертизу, опыт преданных делу сотрудников и уникальный подход к инновациям для разработки и вывода на рынок передовых методов лечения, призванных изменить к лучшему жизнь пациентов, которые более всего в этом нуждаются. Так, например, в феврале 2021 года мы вывели на российский рынок новинку — инновационный филлер, предназначенный для коррекции и создания объема в области подбородка и овала лица, что отвечает последним трендам в сегменте контурной пластики.
— Откуда сейчас поступают эстетические продукты Allergan Aesthetics на российский рынок?
— Одна из наших сильных сторон — это компетенции в области инновационных разработок, которые ведутся в крупных фармацевтических исследовательских центрах Ирландии и Франции. Именно оттуда в Россию поставляются как наши новинки, так и продукты, уже ставшие хитами эстетической медицины. Для всех стран мира наши производственные площадки производят одинаково высококачественную продукцию.
— В России представлен весь портфель препаратов компании? Какие из них держат лидерство по продажам?
— У каждой страны своя потребность в определенной линейке препаратов: это зависит от спроса и трендов на рынке. Для российских пациентов доступны как новые препараты, так и препараты, которые зарекомендовали себя уже на протяжении долгих лет. Например, наш препарат, название которого уже стало именем нарицательным в категории ботулотоксинов,— один из неизменных лидеров по продажам. Естественно, за эти годы в мире появилось множество других производителей нейротоксинов. Но спрос на продукты нашей компании остается неизменно высок, что говорит о приверженности профессиональных врачей-косметологов к продуктам высокого качества.
— Какие сейчас наблюдаются тенденции в эстетической медицине, чего хотят пациенты?
— Я бы отметила тренд на естественность и «скинимализм». Женщины делают выбор в пользу гармонизации лица и стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, а не перекроить себя по образу и подобию кого-то другого. Свежесть, ухоженность, сияющая кожа, акцент на скулы и губы — это то, за чем сейчас приходят пациенты к врачам.
Отмечу еще один тренд, который меня радует,— это осознанность и самих пациентов, которые начинают предъявлять все более жесткие требования к безопасности и эффективности препаратов, используемых в косметологии, а также к квалификации врача.
— Каким вам видится такой профессионал в области современной эстетической медицины?
— В первую очередь это, безусловно, высококвалифицированный специалист с высшим медицинским образованием, прошедший ординатуру по дерматовенерологии и затем получивший дополнительное обучение в области косметологии. Мы абсолютно убеждены, что главным драйвером рынка эстетической медицины выступает врач-косметолог. От его профессионализма, приверженности принципу «не навреди» зависит в целом развитие индустрии эстетической медицины.
Я понимаю, что в эпоху digital люди получили неограниченный доступ к разнообразной информации, о новинках косметологии в том числе. Ряд мелких недобросовестных компаний, у которых порой даже нет продукции, должным образом зарегистрированной на территории нашей страны, ведут открытые профили в социальных сетях, где, пренебрегая нормами закона, рекламируют те или иные препараты и методики, которые являются по сути рецептурными, то есть могут использоваться только врачами. Влияние на потребителя оказывается колоссальное. И в итоге мы получаем лавину негативных отзывов все в тех же соцсетях от доверчивых людей, которые пренебрегли рекомендациями профессиональных врачей. Люди чувствуют себя обманутыми и вместо радости получают массу побочных эффектов. Такого не должно быть.
Направление эстетической медицины в России очень молодо, ему около двадцати лет, и хотелось бы, чтобы развитие шло в правильном, законном русле, избегая таких «болезней роста». Именно поэтому мы — лидеры в области образования врачей-косметологов и будем продолжать развивать это направление.
— В чем здесь ваша основная задача?
— Как я упоминала, профессиональное обучение врачей-косметологов — один из основных показателей развития компании. Помимо поддержки научных конгрессов и профессиональных конференций, мы проводим массу мастер-классов и тренингов по постановке руки в нашем учебном центре Allergan Medical Institute, который был вновь открыт после реновации летом 2019 года.
Сейчас потребность в обучающих программах для врачей- косметологов крайне велика. А используя собственную digital-платформу, мы имеем возможность проводить не только очные мастер-классы и интерактивные обучающие диссекционные кадавер-курсы по анатомии, которые являются одним из наиболее прикладных способов обучения врачей-косметологов, но и дистанционные вебинары, позволяющие расширить свои знания даже врачам из удаленных регионов России. Этот подход к обучению позволяет врачам получить знания в области анатомии, авторских техник, а также познакомиться с опытом международных коллег.
Отличительной особенностью нашего центра являются модульные программы, ориентированные на косметологов с разным практическим опытом и уровнем подготовки. Мы предлагаем врачам более 100 обучающих мастер-классов в год и готовы обучать до 2,5 тыс. специалистов ежегодно. При этом программы центра ориентированы не только на повышение квалификации косметологов, но и на трансляцию основных ценностей и философии компании, направленной на улучшение качества жизни людей с помощью инновационных разработок, качественной продукции и научной поддержки клинической практики.
Одна из наших основных задач ответственного производителя — сформировать в России сообщество врачей-косметологов, приоритетом для которых будет забота о пациенте, приверженность инновационным продуктам и методикам.
— Как в российском подразделении компании строится комплаенс-контроль и насколько это развито в нашей стране?
— Для начала я бы акцентировала внимание на определении термина «комплаенс»: фактически это — поступать правильно. В компании же или на предприятии это комплекс инициатив, направленный на предупреждение действий, противоречащих законодательству. И это важно для любого бизнеса, который заботится о своей репутации и понимает, что такое социальная ответственность и этичное поведение на рынке.
Я вижу, что многие компании идут по пути развития комплаенса. Мы же следуем этим принципам уже много лет — как на международной арене, так и в российском бизнесе. Allergan Aesthetics полностью соблюдает не только положения национального законодательства, но и имеет свой внутренний свод правил, которые порой оказываются более строгими. Именно это позволяет нам быть одним из ведущих игроков рынка эстетической медицины и быть уверенными, что мы не подведем пациента, здоровье и качество жизни которого мы считаем своим главным приоритетом.
— Как вы считаете, российский рынок косметологии достаточно отрегулирован?
— К сожалению, понятие «серый» или «теневой» рынок по-прежнему фигурирует при анализе российского сегмента косметологии. И его доля не уменьшается. Кроме того, есть доля так называемых лжекосметологов — самоучек. Да, их прайс может быть ниже, чем тот, который можно видеть в специализированных клиниках. Но все должны понимать, что стоит за этой низкой ценой: отсутствие каких-либо гарантий итогового результата, высокий риск осложнений и последствий для здоровья, которые, к сожалению, не всегда можно исправить.
Каждый несет ответственность за свой выбор: пациенты, выбирая специалиста и клинику; врачи — за выбор препарата и надлежащие условия его хранения; компании-производители отвечают не только за вывод и поставку препаратов на рынок, но и за надлежащее исполнение регуляторных и этичных норм. Именно при таком едином осознанном подходе всех игроков отрасли мы сможем следовать нашей общей миссии — обеспечивать наилучшие результаты процедур пациентам и безопасную успешную практику врачам-косметологам.