Еда улучшенной планировки
Сеть «Теремок» обновляет концепцию
На фоне кризиса на ресторанном рынке сеть заведений быстрого питания «Теремок» вложит 1,2 млрд руб. в открытие новых точек в обновленном формате. Эти рестораны должны отличаться более свободной рассадкой, дорогим интерьером и отказом от одноразовой посуды. Обновление должно затронуть и действующие точки. Без повышения цен и пересмотра меню проект вряд ли будет успешен, предупреждают эксперты.
Сеть «Теремок» за два года планирует открыть до 70 ресторанов с расширенной площадью, улучшенным интерьером и керамической посудой, рассказал “Ъ” основатель компании Михаил Гончаров. Площадь точек будет варьироваться в пределах 120–300 кв. м. В проект будет вложено около 1,2 млрд руб. В первую очередь речь идет об открытиях в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Часть средств будет направлена на увеличение производственных мощностей фабрик-кухонь. Компания также планирует продолжать реконструкцию и постепенно обновить все уже действующие точки.
Меню в обновленных «Теремках» не отличается от привычного. Но, по словам господина Гончарова, средний чек в новых заведениях достигает 530 руб. против 400 руб. в точках на фуд-кортах, так как гости приходят компаниями и проводят в ресторанах больше времени. Последнюю реконцепцию «Теремок» анонсировал еще в 2017 году. За это время было открыто около 30 точек, еще около 20 объектов реконструировано. По собственным данным, сейчас сеть насчитывает 309 объектов в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. В 2019 году выручка «Теремка» год к году выросла на 20%, до 11,3 млрд руб.
Михаил Гончаров, основатель «Теремка», в интервью Inc., ноябрь 2020 года
На улицах достаточно много свободных помещений, и цены пошли вниз
Представитель сети Prime (входит в Novikov Group Аркадия Новикова) Мария Лошкова уверена, что без изменений в меню развиваться в этом сегменте компании будет непросто. «Большие площади предполагают большие расходы — на аренду, персонал, дополнительное оборудование, которое им потребуется для мытья посуды»,— говорит она. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что «Теремок» все же будет расширять меню в заведениях этого формата, но постепенно — доработает предложение по обедам и увеличит количество вторых блюд.
Директор департамента торговой недвижимости Colliers Борис Маца считает, что «Теремок» давно перерос формат фуд-кортов, который, в свою очередь, пришел на смену размещению в киосках. Но исполнительный директор Restcon Андрей Петраков добавляет, что сеть рассчитывает повысить свой уровень за счет обновления концепции, а потребители вряд ли станут дороже платить за существующее предложение. Как напоминает эксперт, по похожему сценарию развивалась некогда успешная петербургская сеть «Чайная ложка», и проект в результате закрылся в 2018 году.
По словам источника “Ъ” на ресторанном рынке, «Теремок» рассчитывает по выгодным ставкам занять удачные помещения, которые освободились из-за кризиса.
Господин Бурмистров соглашается, что «Теремок» сможет получить локации с хорошим трафиком, которые покинули различные несетевые проекты. Господин Маца добавляет, что для подобных проектов в Москве и Санкт-Петербурге достаточно вакантных площадей. Директор отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько считает, что «Теремку» имеет смысл для начала запустить небольшое количество кафе в новой концепции и посмотреть на модель, после чего наметить агрессивную экспансию в случае необходимости.
По данным NPD Group, фастфуд оказался наименее пострадавшим сегментом ресторанного рынка из-за кризиса: в 2020 году обороты в таких заведениях сократились на 20%, а средний демократичный сегмент рынка снизился на 40%. По предварительным оценкам Infoline, в денежном выражении оборот ресторанного рынка в 2020 году снизился 35%, до 1,6 трлн руб., год к году. В NPD Group прогнозируют, что трафик в ресторанах и кафе не достигнет докризисных показателей и в 2021 году.