«Паутину» подключают к сети
МВД разворачивает систему розыска авто и электронного обжалования штрафов
Систему «Паутина», позволяющую отслеживать полицейским угнанные и покинувшие место ДТП автомобили, МВД запустило на территории Центрального федерального округа. До конца года «Паутину», выяснил “Ъ”, внедрят в большинстве регионов России. Софт будет использован и для электронного обжалования «писем счастья» водителями, которые не согласны с вынесенными за нарушения ПДД штрафами. Разработка полицейского ПО велась на деньги столичной мэрии.
МВД перевело центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД на новое программное обеспечение под названием «Паутина», рассказали “Ъ” в пресс-центре полиции. Софт используется для «предупреждения и раскрытия» преступлений, связанных с хищением или угоном транспортных средств, а также для розыска авто, скрывшихся с мест ДТП.
Первые дорожные камеры, напомним, появились на российских дорогах в 2008 году. Они использовались в первую очередь для борьбы с нарушителями ПДД. Формированием штрафных постановлений занимались региональные ЦАФАП. Софт везде был разный, поэтому работа центров не была синхронизирована. Подмосковная ГИБДД, к примеру, не могла отследить путь угнанного авто, выехавшего за пределы Подмосковья, приходилось обращаться к помощи коллег-соседей. В 2012–2017 годах единое программное обеспечение для ЦАФАП внедрили в Москве и области, а в 2019 году столичные власти заявили о планах распространить опыт на весь ЦФО (об этом договорились мэр Москвы Сергей Собянин и руководство МВД). ЦОДД Москвы заключил два контракта на сумму 440 млн руб. с компаниями «Стандартпроект» и «Войслинк» на разработку «единой сквозной системы перехвата и розыска транспортных средств» и поставку оборудования к ней (см. “Ъ” от 23 ноября 2019 года). Система должна быть разработана, следует из текста контракта. В МВД, отвечая на запрос “Ъ”, это подтвердили. Подробностей в полиции не раскрывают.
Несколько источников, знакомых с работой системы, рассказали “Ъ”, что благодаря «Паутине» полицейские, к примеру, Воронежской области уже сейчас могут отследить путь машины (например, угнанной или уехавшей с места ДТП) до границ Тверской области.
Прежде, говорит источник “Ъ”, сотрудник мог получить из системы только фотографию машины в момент нарушения ПДД, теперь доступны для анализа фото всех проездов. Полицейским стали доступны и снимки, которые по тем или иным причинам были отбракованы, не превратившись в «письмо счастья». Напомним, фото с камеры попадают в корзину из-за нераспознанного номера или если машина снята с учета (нет информации о собственнике). Блогер Эдвард Бил, спровоцировавший громкое ДТП на Садовом кольце 1 апреля в Москве, ездил именно на таком автомобиле. Программа не позволяет стереть какие-либо снимки из системы — даже отбракованные кадры можно поднять из архива, говорят источники “Ъ”.
«Паутина» нужна и для «автоматизации» деятельности самих ЦАФАП, рассказали “Ъ” в МВД. Компоненты «Паутины» в перспективе станут частью системы электронного обжалования штрафов в рамках портала госуслуг, поясняет источник “Ъ”. Соответствующие поправки к КоАП вступают в силу с 1 сентября 2021 года, разрабатывается постановление правительства с описанием процедуры. Сейчас документ о штрафе в виде PDF-файла в мобильном приложении является лишь цифровой копией постановления — с сентября это уже будет юридически значимый документ, с момента получения которого отсчитывается срок обжалования. Заявления об обжаловании будут поступать с портала в «Паутину» и оттуда распределяться в ЦАФАП для обработки.
За пять лет применения системы в Москве и области ежегодное количество угонов сократилось с 8,7 тыс. до 1,6 тыс., рассказали “Ъ” в ЦОДД, повысилась раскрываемость преступлений.
Внедрение «Паутины» в ЦФО нужно для повышения безопасности, говорят в центре: в округе проживает больше 39 млн человек, которые владеют 28% от всех автомобилей в стране. Единая система также позволит автоматизировать взаимодействие оперативных служб 16 регионов, контролировать перевозчиков и получать «матрицу корреспонденций, чтобы понимать, как передвигаются люди и автомобили», поясняют в ЦОДД.
В ассоциации ОКО (объединяет производителей комплексов и операторов систем фотовидеофиксации) поддержали внедрение «Паутины». «При внедрении решений на федеральном уровне необходимо учитывать факт существования подобных разработок в ряде регионов и предусматривать возможности интеграции в общую сеть. Это поможет сэкономить бюджетные средства»,— говорят в ассоциации. «Унификация систем лучше изобретения велосипеда в каждом регионе,— добавляет эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман.— Лучше сделать одно и толково, обеспечив водителям доступ к полному набору материалов через госуслуги и возможность через него же обжаловать штрафы, используя эти материалы». Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов говорит, что компаниям «Паутина» «очень интересна», поскольку «за угоны, противоправные действия и за скрытые мошеннические действия приходится платить страховщикам».
По сведениям “Ъ”, уже подписан приказ МВД о запуске «Паутины» в эксплуатацию: к декабрю к ней подключатся несколько десятков других регионов.