23 апреля в галерее BisArt центра современного искусства «Винзавод» состоялось открытие новой выставки российской художницы Яны Ризнык. На выставке представлены картины циклов «Рожденные в СССР» и «Ретрогаджеты».
картины из серии «Ретрогаджеты»
Фото: Яна Ризнык
картины из серии «Ретрогаджеты»
Фото: Яна Ризнык
Выставка носит говорящее название «Арт & Факты», декларируя основной концепт представленных на ней работ: художественными средствами поведать о временах, сопредельных с нынешними и все еще живущих в памяти старшего поколения нашей страны. При этом художница отталкивается как от глобальных фактов и событий, так и от личных переживаний и воспоминаний людей, тесно связывая и переплетая их между собой. Происходит это не явно, в лоб, а подспудно, когда изображения становятся чем-то вроде катализатора, вызывающего у зрителя реакцию ассоциаций и воспоминаний.
Для воплощения своего замысла художница использует лаконичные, но выразительные художественные средства. Объектами картин являются вполне прозаические вещи — автомобили и технические приборы советского и постсоветского периодов, многие из которых, кстати, до сих пор отлично служат своим владельцам. Это некий «портретный ряд» вещей, изображенных крупным планом, с использованием ярких цветов, контрастных фонов, оживленных объемными выразительными мазками.
Мы живем в индустриальной культуре. Сама сфера искусства становится своего рода фабрикой по производству некоего «культурного продукта». И в какой-то момент начало происходить отчуждение художников от своих работ, обезличивание изображений, не позволяющее связать индивидуальность автора с его произведением. Особенно это свойственно поп-арту — стилю, возникшему как реакция художников на развитие общества потребления. Однако в последнее время происходит процесс возврата к, если так можно выразиться, индивидуализации произведений искусства, стремлению художников показать в своих работах личное отношение к миру, обращение к традиции, выраженное современными средствами.
Несмотря на громкие лозунги и противопоставление СССР «проклятым капиталистам», советское общество было тоже обществом потребления, просто это было «немного» другое потребление, гораздо более сложное и менее разнообразное, чем на Западе. Однако советские люди так же гонялись за бытовой техникой, мебелью, даже посудой и одеждой и очень немногим доступными автомобилями.
Но сейчас, глядя на изображения этих дефицитных вещей, многие испытают светлую грусть и легкую ностальгию, не давая себе забыть все то хорошее, что было в советский период. Ведь политический строй — это еще не все, самое главное — люди, которые живут и любят, веселятся и грустят, обижаются и радуются. А еще эти люди строят дома и заводы, создают эти самые новые и необходимые вещи, двигают науку и летают в космос!
В работах Яны Ризнык, представленных на выставке, происходит процесс разворота вещей «лицом» к человеку. Мы смотрим на вещи, а они… «смотрят» на нас. Происходит некий диалог, в процессе которого телефон или телевизор, автомобиль или игровая приставка перестают быть утилитарными, потребительскими предметами. Они становятся символами своего времени, носителями личной и коллективной памяти, которой охотно делятся со зрителем. Они не призывают нас, как в рекламе: «Скорее беги, заработай больше денег, купи больше вещей! Более новых, современных, престижных!» Наоборот, они призывают нас замедлиться, оглядеться, подумать, войти в свой собственный ритм движения, вспомнить что-то хорошее и больше не отпускать это хорошее от себя.
Все мы сейчас просто тонем в огромном потоке информации, которую заглатываем и не успеваем переваривать, не привязанные ни к чему, не помня о прошлом и не задумываясь о будущем. Современные СМИ погружают нас в бездну негатива, создавая у людей катастрофическое восприятие мира. Долгое время искусство, особенно в России, охотно следовало в этом направлении, создавая произведения, стремящиеся превзойти реальность по уровню негатива. Сейчас эта волна «искусства катастроф» стала сходить, и работы современных художников, таких как Яна Ризнык, позволяют людям сменить ракурс взгляда на окружающий мир, расслабиться, отнестись к прошлому и воспоминаниям как к возможности ощутить себя в большой истории, найти свое место в настоящем и будущем.
Яркие, выразительные картины художницы с советскими гаджетами и автомобилями, как кнопки или иконки на рабочем столе компьютера, одним нажатием запускают ассоциативные цепочки, создают у зрителя эмоциональную вовлеченность, втягивают его в некую игру контекстов, позволяя из отдельных фрагментов сложить мозаику истории страны и жизни каждого человека в ней.
16+