Равка будет свободной
Татьяна Алешичева о «Тени и кости», фэнтези в русских костюмах
На сервисе Netflix вышел сериал «Тень и кость» в жанре «царь-панк», где персонажи с русскими именами и одетые по моде времен имперской России начала XIX века живут в раздираемой междоусобицей стране Равка. При этом шоу совсем недалеко ушло от канона типичного англосаксонского фэнтези
Решительная девушка Алина Старкова (Джесси Мэй Ли) выросла в сиротском приюте вместе с другом, который позднее станет ее первой любовью, Малом Оретцевым (Арчи Рено). Повзрослев, она поступила в отряд картографов Первой армии из принципа «бери стило, если не хочешь, чтобы в руку тебе вложили винтовку». В Равке, разделенной на Восточную и Западную жутким Тенистым каньоном, где обитают кровожадные волькры, постоянно идет гражданская война всех со всеми. Мал теперь служит в той же армии следопытом, и когда его отряд снаряжается в поход через Каньон, Алина всеми правдами и неправдами присоединяется к миссии. Волькры нападают на их корабль, и в Алине просыпается волшебный дар — отныне она может управлять светом и обращать его в могущественное оружие. Это означает, что она гриш (как в Равке называют людей с магическими способностями), и ее немедленно доставляют к генералу Киригану (Бен Барнс). Он командует Второй армией, состоящей из гришей, и с помощью Заклинательницы Солнца Алины рассчитывает уничтожить Тенистый каньон и объединить страну. Разлученная с возлюбленным Малом девушка, попав в царский дворец в новом статусе, начинает с интересом поглядывать на красавца-генерала.
Автор этого клюквенного фэнтези фасона «гей, славяне» американская писательница Ли Бардуго называет жанр своих книг «царь-панком». Она объясняет выбор псевдорусского антуража так: «Мы ассоциируем с русской культурой и историей образы огромной силы, крайности красоты и жестокости. И как бы я ни любила шотландские мечи и кувшины эля, мне захотелось отвести читателя в другое место. „Тень и кость" оживляет мир святых и самоваров, суеверий и черной магии, придворных интриг и романтики».
На самом деле ни один самовар в кадре так и не появится, и даже мало-мальски приличной бороды ни у кого из персонажей нет, хотя, по-видимому, гриши названы в честь «святого черта» Гришки Распутина, давно зажившего в голливудской традиции какой-то своей затейливо-фольклорной колдунской жизнью. Зато при дворе царя Петра и царицы Татьяны, где Заклинательница Солнца будет совершенствовать свои магические навыки, полно гришей в красивейших кафтанах, все носят папахи, как у настоящих «сossacks», и даже иногда покрывают их расшитой золотом вуалью — загляденье!
Главное в любом творении жанра фэнтези — насколько убедительно выглядит вселенная, где суждено обитать персонажам, и ту, что представлена в сериале, довольно интересно разглядывать. Шоураннер Эрик Хайссерер объединил в одну историю два книжных цикла Бардуго — «Тень и кость» и «Шестерка воронов», чтобы добавить к романтическому сюжету похождения банды отважных проходимцев совсем другого пошиба. Это команда под предводительством Каза Бреккера (Фредди Картер), владельца игорного дома из города Кеттердама в провинции Керчия. Под крылом этого криминального авторитета собираются метательница ножей Инеж (Амита Суман) и меткий стрелок и азартный картежник Джeспер (Кит Янг). Им тоже суждено по своим бандитским надобностям пересечь Каньон и вступить в противостояние с гришами. Без них, на одной романтическо-героической линии, сериал явно забуксовал бы посреди красоты и жестокости русской культуры.
И это еще не все: в уважающем себя фэнтези, обросшем подробными картами волшебных земель, зачастую несколько сюжетов разворачиваются параллельно в разных краях, чтобы в какой-то момент объединиться в один. Третья сюжетная линия в сериале — история одной из гришей, сердцебитки Нины (Даниэль Гэллиган). Она умеет слышать стук чужих сердец и даже их останавливать, и однажды ее похищает дрюскель — то есть охотник на ведьм — Матиас (Кэлахан Скогман). В мире, созданном Ли Бардуго, все-таки нашлось место и элю с плоскими мечами, и прочей англосаксонской и скандинавской эпической традиции: если жители Равки — это условные «русские», то куда же без викингов? Эти грубияны живут по соседству, в стране Фьерде, носят волчьи шкуры, дерутся топорами и страшно рычат — в общем, те еще симпатяги, и Матиас как раз из них.
И наконец, дело тут не только в густоте и насыщенности очередного образца фэнтези. Вся эта расписная круговерть вдобавок прочно нанизана на стержень подросткового литературного направления young adult, где юная дева томится, выбирая между простым парнем и темным лордом, добром и нейтралитетом, придворным кафтаном и платьем следопыта,— одним словом, потихоньку взрослеет и определяется с политической позицией. Так что, несмотря на царь-панк, и Равка, вероятно, будет свободной — просто не в этом сезоне.
Смотреть: Netflix