Решительность и подсознательность
Открылся Московский кинофестиваль
43-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ) начал свою работу. Всего в рамках конкурсных и внеконкурсных программ будет показано более 200 фильмов, которые организаторам удалось собрать, несмотря на сложности, связанные с пандемией. Комментирует Юлия Шагельман.
Официальному открытию в театре «Россия» предшествовал традиционный пресс-брифинг, на котором президент фестиваля Никита Михалков заверил общественность в том, что на ММКФ будут свято соблюдаться все протоколы санитарной безопасности. Начались эти меры, собственно, прямо с брифинга, куда журналистов допускали только со свежим отрицательным тестом на коронавирус или сертификатом о вакцинации.
Что делать, осторожность — вопрос не праздный: например, председатель жюри ММКФ, филиппинский режиссер Брильянте Мендоса, ковидом уже заразился и поэтому в Москву не приедет (но будет исполнять свои функции дистанционно).
Господин Михалков также порадовался, что ММКФ снова проводится в апреле, когда нет других фестивалей. «Мы попадаем в хорошее окно в апреле, потому что дальше начинаются Канн, Карловы Вары… Для журналистов, гостей это выбор не всегда в нашу пользу»,— самокритично отметил он. Тут же, впрочем, похвалив программу московского фестиваля как «насыщенную авторски».
Как обычно, брифинг не обошелся и без ярких высказываний президента ММКФ, имеющих к течению фестиваля довольно опосредованное отношение. Так, он прокомментировал изменения в правилах Американской киноакадемии, касающиеся картин, которые будут претендовать на «Оскар» в номинации «лучший фильм». Эти нововведения, направленные на повышение инклюзивности, расового и гендерного разнообразия, наш заслуженный кинематографист назвал «бесовщиной» и «нравственным бешенством» и добавил, что сам соблюдать такие условия не готов. Так что подачи следующих его фильмов на «Оскар» (к несчастью для американских киноакадемиков, надо думать) ждать не приходится.
Церемония открытия ММКФ в этом году была, в отличие от брифинга его президента, лаконичной, сдержанной и при этом почти интимно-дружеской по настроению, несмотря на то, что публики в театре «Россия» собралось довольно много. По крайней мере, остроты ведущего Алексея Аграновича в адрес Филиппа Киркорова, сидевшего в партере, звучали как продолжение какой-то внутренней шутки, не очень понятной непосвященным. После того, как были представлены фильмы и жюри короткометражного, документального и основного конкурса, господин Михалков поднялся на сцену, чтобы вручить почетную награду фестиваля за вклад в кинематограф Валентину Гафту — посмертно. Ее приняла вдова скончавшегося в прошлом году актера Ольга Остроумова, которой также выпала почетная миссия официально объявить ММКФ открытым.
Фильмом открытия ММКФ стала военно-биографическая драма Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев», которая выйдет в прокат уже 29 апреля. Она рассказывает о побеге десяти советских военнопленных на захваченном немецком бомбардировщике с острова Узедом, где находился концлагерь и полигон Пенемюнде, на котором разрабатывались ракеты «Фау». История настолько невероятная, что, будь она придумана сценаристом, казалась бы фантазией в духе тарантиновских «Бесславных ублюдков». Тимур Бекмамбетов узнал о ней, познакомившись в Казани с потомками летчика Михаила Девятаева, и загорелся идеей снять фильм. Сорежиссером стал Сергей Трофимов, который уже работал вместе с Бекмамбетовым — был оператором «Дозоров» и франшизы «Ёлки».
От потока патриотических фильмов, выходящих каждый год к красным датам календаря, «Девятаева» отличает то, что он ладно скроен и крепко сбит по всем голливудским канонам жанрового кино.
Есть центральный герой (Павел Прилучный), который чудесным образом выкручивается из самых опасных ситуаций: сначала выживает в воздушном бою, потом — во время первой попытки побега из лагеря военнопленных в Лодзи, потом лагерный парикмахер в Заксенхаузене (Тимофей Трибунцев) помогает ему подменить документы и таким образом из смертника превратиться в обычного заключенного. Есть сбор команды — хотя соратников Девятаева трудно назвать полноценными персонажами: более или менее прописанный характер достался только Владимиру Соколову (Евгений Серзин), служащему в лагере надзирателем, но на самом деле помогающему заключенным. Наконец, есть сама история планирования и организации побега, настолько адреналиновая, что за героев переживаешь, даже зная, что все закончится благополучно (для тех, кто не читал «Википедию», в начале фильма показывают живого и здорового Девятаева в Казани 1957 года, а остальные события разворачиваются в виде обширного флешбэка).
Однако авторы не удержались от соблазна добавить в картину выдуманную линию друга и сослуживца Михаила, Николая Ларина (Павел Чинарев), который перешел на сторону фашистов,— видимо, прочитав в тех же голливудских учебниках для сценаристов, что в фильме непременно должен быть антагонист, оттеняющий своим негодяйством лучшие качества героя. Понятно, что если сделать таковым настоящего немецкого летчика, посланного в погоню за угнанным «Хейнкелем», то это было бы слишком похоже на фильм «Т-34» (2018) — а этого не хочется никому. Но в результате основной конфликт смещается именно на отношения с этим воображаемым другом. К тому же они уж слишком явно прописаны людьми XXI века — когда советский летчик 1940-х пускается в рассуждения о том, как его не любил папа, поверить в такое трудно, пусть даже это говорит его подсознание.
Пожалуй, картине пошло бы только на пользу, если бы вместо этого вставного дивертисмента создатели включили больше поразительных подлинных деталей, в которых в биографии Девятаева нет недостатка, но они либо упоминаются скороговоркой в завершающих титрах, либо пропущены вовсе. К финальному добросердечному посланию о том, что ошибки следует прощать, а подвиги помнить, тоже есть вопросы — ведь то, что совершил Ларин, было не ошибкой, а самым настоящим предательством. С другой стороны, милосердие — это то, чего отечественному кино часто не хватает, и если с чего-то начинать, почему бы не с такого качественного зрительского фильма. Вполне, кстати сказать, подходящего под новые оскаровские критерии.