Квоты пустили на фарш
Рыбопромышленники предложили увеличить объемы переработки
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) предлагает ужесточить требования к будущим инвесторам, желающим получить квоту на вылов рыбы в обмен на строительство прибрежных заводов. Их могут обязать перерабатывать больше продукции, вылавливаемой по инвестквотам. Это, по мнению авторов идеи, должно повысить экономический эффект предприятий. Существующее сейчас требование, обязывающее компании перерабатывать до 70% вылова, трудновыполнимо, так что ужесточение правил может только отпугнуть инвесторов, предупреждают участники рынка.
Для повышения экономического эффекта прибрежных рыбоперерабатывающих заводов необходимо повысить с существующих 70% долю рыбной продукции, произведенной из добытых по инвестквотам, заявил исполнительный директор ВАРПЭ Игорь Карпман в четверг на круглом столе в комитете по аграрно-продовольственной политике Совета федерации. Кроме того, ассоциация предлагает, чтобы владельцы инвестквот взяли на себя обязательства производить продукцию глубокой переработки — фарш, филе и сурими. Аудиозапись выступления господина Карпмана есть у “Ъ”. В ассоциации отказались от комментариев, не опровергнув предложения. В Росрыболовстве заявили “Ъ”, что предложенные ВАРПЭ инициативы по увеличению производства рыбной продукции и учету доставленных на переработку уловов по всем видам квот требуют детального рассмотрения и оценки эффективности этих предложений.
Первый этап распределения инвестквот в обмен на строительство рыбообрабатывающих заводов начался в 2017 году. К 2020 году по такому механизму было построено 19 предприятий, еще пять планируется сдать в 2021 году. Общая сумма инвестиций на эти проекты достигла 21 млрд руб. В Северном бассейне было заявлено 11 проектов по созданию заводов, на Дальнем Востоке — 14. В апреле глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что принято решение выделить дополнительные инвестквоты: в 2023 году власти могут распределить 20% от общего допустимого улова. Для рыбоперерабатывающих заводов программу могут запустить уже в 2022 году. По мнению Ильи Шестакова, это должно избавить отрасль от зависимости от переработки в Китае: эта проблема усугубилась в 2020 году из-за коронавирусных ограничений.
Сейчас общие мощности переработки на Дальнем Востоке — 100 тыс. тонн, в Северном бассейне — 200 тыс. тонн.
Управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк говорит, что развитие рыбопромышленности предполагает дальнейшее расширение глубокой переработки рыбы. Причем поставки такой продукции должны идти не только на экспорт, но и на внутренний рынок, где растет спрос на рыбные полуфабрикаты или уже готовые к употреблению. Сейчас, по оценкам Рыбного союза, на внутреннем рынке 50% приходится на неразделанную и непотрошеную рыбу.
Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов говорит, что уже при существующих требованиях у переработчиков возникают серьезные сложности. Например, для изготовления филе используется минтай размером от 25 см. При этом в улове встречается до 25–30% рыбы размером меньше, но которую компании все равно обязаны переработать на береговых заводах.
Ужесточение требований по объему переработки сделает выполнение соглашения невыполнимым, уверен господин Ефремов.
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев не видит в этом серьезной проблемы. Он указывает, что улов по инвестквотам в некоторых случаях обеспечивает не более 50% мощности завода. Но есть другие сложности. Например, промысел ведется в различных районах и одновременно вылавливается несколько видов рыбы, так что вычленить добытую именно по инвестквотам и доставить ее на завод проблематично и затратно, поясняет господин Осинцев. В конце марта АСРФ предлагала главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву учитывать объемы производства из рыбы, добытой не только по инвестквотам.
Илья Березнюк добавляет, что дополнительные требования при этом должны быть сбалансированы стимулированием продажи на внутреннем рынке, в том числе решен вопрос с доставкой продукции с Дальнего Востока. Иначе новые требования могут отпугнуть потенциальных инвесторов.