С чистого листа
Skoda Kodiaq между зимой и весной
Теперь, когда наступила настоящая, а не календарная весна, последнее, о чем хочется вспоминать, так это о мощных февральских снегопадах. Но я отчетливо помню, как в раннее субботнее утро с трудом открыла дверь подъезда – так завалило за ночь снегом вход в обычный московский многоквартирный дом. Как с легким усилием выехала с места ночной стоянки и повернула на дорогу. Точнее, то место, где когда-то была дорога – теперь она была погребена под сорокасантиметровым слоем снега. Ни одного автомобиля не проехало тут за последние несколько часов. Не прошло ни одного пешехода. Падал снег, и было звеняще тихо. Я медленно пробиралась сквозь снежные залежи на Skoda Kodiaq, и все вокруг мне казалось настолько нереальным, что в какой-то момент почудилось, что и внедорожник вовсе не внедорожник, а траулер, возвращающийся в порт, груженный отменным уловом лосося.
Все эти впечатления уже через пару часов исчезли. Город «встал» в пробках, свежий снег если и не убирался коммунальными службами, то сминался в жесткую колею упорными легковушками, которые то и дело по-братски тянули друг друга из сугробного плена. Но желание вновь оказаться в снежной невесомости, ощутить невероятную глубину тишины буквально тянуло вон из Москвы. И за всем этим вовсе не надо было ехать далеко – оказалось достаточным добраться до Национального парка «Угра», расположенного в Калужской области. Но просто автомобиля все же было недостаточно, и Skoda Kodiaq с его клиренсом 20 сантиметров и полным приводом с подключаемой межосевой многодисковой муфтой должен был в сложной ситуации сыграть свою ключевую роль.
По белому
Выбрав место ночевки, я и не предполагала, насколько далеко оно будет от цивилизации, если понимать под этим словом наличие супермаркетов, градообразующих предприятий и памятников культуры. Позади остались Наро-Фоминск и Малоярославец, в районе которого я свернула на Варшавское шоссе, доехала до Медыни, повернула налево и по Калужскому шоссе довольно быстро добралась до города Кондрово, где, по словам владельцев «Гостевых домов на Угре», цивилизация как раз и заканчивалась. И начинался заповедный край – в какой-то момент я пересекла границу Нацпарка «Угра». Всего-то тридцать километров, и я достигла своего места назначения. И хоть было уже темно, было видно, как дорога постепенно менялась: сужалась, стряхивала с себя асфальтовое покрытие, оставляла позади конечные точки автобусных маршрутов и постепенно превратилась в автомобильную тропинку, приведя меня в эпицентр тихой, заснеженной и абсолютно безлюдной русской зимы. Добраться сюда не на автомобиле просто не представлялось возможным. Хотя это всего-то в трех часах размеренной поездки от Москвы и полутора часах – от Калуги. Где-то совсем рядом шумела подо льдом река Угра, а на другом ее берегу терялся в темноте «Угруан» – один из знаковых объектов парка Никола-Ленивец.
Вверх тормашками
Наутро погода переменилась. От минус двадцати не осталось и следа. Вместо будильника меня разбудила настойчивая капель. Морозное солнце затянуло теплыми облаками. Сугробы будто набухли, а вчерашняя красиво укатанная снежная дорога превратилась в лед, покрытый тонким слоем воды. Стоило заглядеться по сторонам, как автомобиль повело вбок, и он съехал с дороги, воткнувшись капотом в сугроб. Лесная тишина обволокла его, как я и заказывала. Сотовая связь отсутствовала. Людей не было непонятно на сколько километров вокруг. В завершение всего мимо машины степенно прошествовали олени. Ну что ж, надеяться можно было только на себя и на Kodiaq. Переведя автомобиль в режим Off-road и изменив тем самым алгоритм работы двигателя и тормозов, а также систем ABS и ESC, я надеялась, что этого будет достаточно, чтобы справиться со сложившейся ситуацией. Чтоб уж два раза не застревать, я перевела и систему Driving Mode Select в положение Snow. Положа руку на сердце, надо было сразу так поступить. Но тогда я бы точно разминулась с оленями. А эта встреча была, по правде сказать, похожа на волшебство. Kodiaq под моим чутким руководством потихоньку выбрался из западни, в которую мы с ним попали. И я, став куда более аккуратной, поехала обозревать покрытые уже не столько снегом, сколько льдом окрестные достопримечательности.
Лед тронулся
Забавно, что мой Skoda Kodiaq тематически более чем подходил для таких обстоятельств: комплектация модели была вполне «ледяной», и название ее никак нельзя было позабыть – логотипов Hockey Edition в машине хоть отбавляй. Впрочем, особого оборудования для движения по льду тут, очевидно, быть не могло. Тем не менее бравого настроя хоккейная тема прибавляла. Так же, как опции вроде камеры заднего вида с омывателем, светодиодных фар и фонарей, и атмосферной подсветки салона.
Когда вы будете читать эти строчки, уже пройдет премьера, обновленного Skoda Kodiaq. Никакие автомобили не могут существовать долго в «замороженном» виде, им положено обновляться. Всему положено обновляться. Вроде все застыло, и мы к этому привыкли – к определенному укладу жизни, к стянутой льдом реке, к стильному росчерку фар. Но потом что-то происходит. С новой модели срывают покрывало. Река прорывает сковывающий ее покров. Даже желанное зимнее безмолвие приедается. Треск льда сначала раздражает, но потом понимаешь, как давно ты на самом деле его ждал. Вместе с дождем и щебетом птиц.
Что вы еще не видели в окрестностях Николы-Ленивца
Калужская область, Дзержинский район
Вилла ПО-2
В межсезонье в Николе-Ленивце, одной из самых известных достопримечательностей Калужской области, немноголюдно и умиротворенно. На территории парка есть авторские дома, где можно уединенно провести время. Среди них – «Вилла ПО-2», арт-объект 2018 года, ставший гостевым домиком. Компактный снаружи, он построен из бетонных заборных плит ПО-2, зато внутри – уютный и полностью деревянный. В конце весны в Николе-Ленивце появится новое место для проживания – глэмпинг «Угруан», который расположится вокруг одноименной, единственной цветной скульптуры парка.
Ферма «Герасимофф»
В деревне Озерна, расположенной на противоположном берегу от парка Никола-Ленивец, находится ферма «Герасимофф», где можно купить фермерскую продукцию: молоко, кефир, йогурт, сметану, сыр, творог, яйца, цыпленка, утку, гуся, телятину, свинину, баранину, а также травяной чай и мед. Ферма находится в окружении Национального парка «Угра», которому в 2002 году присвоен статус биосферного резервата под эгидой ЮНЕСКО. Ферма – семейная, и поначалу все изготавливалось исключительно для личного употребления, но после позитивных откликов от своих друзей было решено делать продукты и на продажу.
Галкинское болото
Бывший торфяной карьер, который разрабатывался в середине прошлого века. Большую часть его территории занимает озеро, образованное на месте использованного торфяника. Рядом по лесу проходит экотропа, оборудованная деревянным настилом и наблюдательной вышкой. Летом здесь можно побывать с экскурсией, но местные говорят, что и зимой на болоте хорошо – озеро красиво замерзает.
Троицко-Кондровская бумажная фабрика
Первые здания фабрики были построены в 1786 году. После смены нескольких владельцев в 1853 году фабрику купил английский предприниматель Вильям Говард. К середине XIX века продукция фабрики Говарда была одной из лучших не только в России, но и во всем мире. Сегодня старые корпуса бумажной фабрики частично разрушены, и тем не менее комплекс красно-оранжевых старинных зданий с арочными окнами является интересным образцом промышленной архитектуры конца XVIII века.
Музей бумаги «Бузеон»
Полотняно-Заводская бумажная мануфактура, расположенная в поселке Полотняный Завод, была основана в 1720 году. Поэтому неудивительно, что здесь был открыт музей бумаги «Бузеон». Он располагается в отреставрированном старинном производственном здании XVIII века. Здесь представлена история развития бумажного производства, показана эволюция процесса производства бумаги и т.п. Особое место занимает зал ручного отлива бумаги, в котором собраны механизмы, связанные с производством бумаги разных эпох. С помощью интерактивной стены можно совершить виртуальную экскурсию по действующему бумагоделательному производству, увидеть хронику бумажных производств СССР с 1920 по 1980-е годы.
Подвесной мост через реку Угру возле поселка Товарково – потрепанный и живописный. Он не является памятником архитектуры, но стоит того, чтобы его посетить. Перейдя по мосту на правый берег, можно увидеть восстановленную церковь Рождества Христова. Еще один подвесной пешеходный мост есть выше по течению, на реке Шане, недалеко от устья, где она впадает в Угру, возле деревни Никольское.
Skoda Kodiaq 1.4 TSI
|