Кто не рискует, у того и права
Антон Свекольников, сотрудник шведского автопрома, Гетеборг
В начале 2020 года я переехал жить в Швецию. К этому моменту у меня уже был пятнадцатилетний стаж вождения и российские права, по которым тут можно было ездить один год. Дальше пользоваться своими национальными водительскими удостоверениями могут только те, кто приехал из стран ЕЭС, Швейцарии и, как ни странно, Японии. Теоретически все остальные иностранцы с правами могут сдавать экзамены в местном ГИБДД без дополнительного обучения. Однако, по многочисленным свидетельствам на экспатских форумах, шансы на успех невелики. Узнав, что вы не обучались в местной автошколе, экзаменаторы проявят максимальную дотошность по части того, насколько вы ездите безопасно и с заботой об окружающей среде. Такому в Москве меня не учили, я и пошел в автошколу. Вот чего мне это стоило.
Обязательной частью программы, поскольку шведы стремятся к «нулевой смертности» на дорогах, является прохождение так называемых риск-семинаров: теоретический Risk 1 (1000 крон или 8600 руб.) – четырехчасовая беседа о вреде алкоголя, дистракции, усталости и т.п., практический Risk 2 – шесть часов на полигоне. Последний со стороны напоминает школу экстремального вождения – студенты дрифтуют на мокрых дорогах. Однако на самом деле их не учат водить, а, скорее, дают испытать на собственной шкуре, что в опасной ситуации на скользкой дороге от водителя мало что зависит и все решает скорость.
После пробного урока вождения (6500 руб.) инструктор решила, что мне потребуется еще как минимум пять таких занятий для «переучивания» вождению на шведский манер. Дальше она дрессировала меня заблаговременно тормозить перед светофорами, смотреть через плечо в «слепую зону», правильно проезжать участки с круговым движением. Особое внимание уделялось тому, чтобы я вел себя на дороге адекватно и своими внезапными действиями не пугал автомобилистов, велосипедистов и пешеходов.
Для подготовки к теоретическому экзамену я приобрел учебники, их можно получить как в печатном, так и в электронном виде, но цена при этом одинаковая (3500 рублей). Я также получил доступ к онлайн-тестам, имитирующим основной экзамен в ГИБДД (5200 руб.).
Теоретический экзамен (2800 руб.) можно сдавать на нескольких десятках языков, в том числе на русском. За 55 минут надо ответить верно не менее чем на 52 из 70 вопросов. При этом вам обязательно попадутся такие, которые без зубрежки не запомнить. Например: «Вы решили поехать с семьей в горы на машине. Чтобы избежать трафика, вы решили ехать ночью. Как меняется вероятность попасть в аварию ночью на горном серпантине по сравнению с днем?» «Никак». «Возрастает в 2 раза». «Возрастает в 3 раза». «Возрастает в 4 раза».
Для сдачи экзамена на вождение в ГИБДД необходимо арендовать машину, имеющую специальную страховку.
Эта услуга мне обошлась в 14 тыс. рублей. Сам экзамен – 7 тыс. рублей. Экзаменатор была лояльна. Перед стартом она мило уточнила, предпочитаю ли я рулить в тишине или общаться. Следующие 30 минут мы провели в тишине, прерываемой редкими инструкциями моей спутницы. Из специальных испытаний меня попросили только припарковаться у магазина.
Обучение в автошколе, получение справок и прохождение экзаменов в итоге обошлось мне в 107 тыс. рублей. Для новичка же, получающего свои первые права, эта сумма обычно составляет 175–200 тыс. рублей. То есть, можно сказать, мне повезло.