Онлайн-испытание на прочность
Колонка редактора
Петербургский бизнес еще несколько лет назад перешагнул рубеж четвертого десятилетия — компаний, начинавших дело в 1980-е годы, не так много, но они все-таки есть. За эти тридцать с лишним лет экономику сначала Советского Союза, а потом и постсоветской России трясло не раз, и это закалило предпринимателей-ветеранов. Но пандемия в некотором смысле для многих оказалась самым серьезным испытанием. И дело тут не в нарушении экономических связей, не в катастрофическом падении продаж и не в возникающем между субъектами бизнеса недоверии — в конце концов, с такими катаклизмами компании-первопроходцы уже сталкивались не раз и к ним уже выработался иммунитет.
Пожалуй, самым серьезным потрясением для многих предприятий стал перевод сотрудников на удаленку. Успешный бизнес в большинстве случаев базируется на менеджменте, на вертикальных и горизонтальных коммуникациях внутри компаний. И оказалось, что даже самые современные технологии не способны компенсировать потерю личного контакта. Ведь переписка в чатах или даже общение по видеосвязи не способны в полной мере обеспечить передачу всех интонационных, мимических и прочих невербальных нюансов общения, благодаря которым люди чаще всего и достигают понимания. В результате выработка оптимальных командных решений стала проходить гораздо тяжелее, чем раньше, что привело к стремительному ухудшению дел во многих компаниях.
Пока удаленная работа не всегда позволяет достигать эффективных результатов, навыкам работы в новых условиях приходится учиться и руководителям, и персоналу. Очевидно, что процесс не повернуть вспять и значительная часть бизнес-процессов будет уходить в онлайн. Но на этапе становления новых схем ведения бизнеса, возможно, окажутся востребованы новые консультанты — например, по налаживанию связей внутри фирмы в условиях удаленного взаимодействия. В конце концов, благодаря возникшему недопониманию какая-то часть офисных сотрудников осталась без работы — и они как раз могут заняться подобным консалтингом, благо опыт — пусть и не самый удачный — они приобрели.