Руководство с полки
Деловая литература
В книжных сетях констатируют спрос на литературу в период пандемии. Одними из самых популярных стали книги в категориях «психология», «личная эффективность» и «развитие». Как и что читают петербуржцы и топ-менеджеры компаний в последний год, узнавала Яна Войцеховская.
В «Республике» рассказали, что лидерами продаж как в розничной сети, так и в интернете в апреле и мае 2020 года стали книги «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой, «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо» Марка Мэнсона и «Вино. Практический путеводитель» Мадлены Пакетт и Хэммека Джастина. Среди лидеров 2020 года также «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Харари. В 2021 году в лидеры вырвались «Все свободны: История о том, как в 1996 году в России закончились выборы» Михаила Зыгаря, а также новая книга Максима Ильяхова «Ясно, понятно: Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов» и «6 минут: Ежедневник, который изменит вашу жизнь» Доминика Спенста.
В сети «Буквоед» сообщили, что самыми популярными книгами в разделе «Экономика, управление, бизнес» с последнего кризиса в 2014 году были «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, «Думай и богатей!» Наполеона Хилла, «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «45 татуировок продавана» Максима Батырева. «Эти книги до сих пор есть в наличии в книжных магазинах сети и входят в топ любимых книг читателей. В 2020 году читатели больше интересовались инвестированием, поэтому стали чаще покупать книгу Бенджамина Грэма "Разумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированию"»,— добавляют в «Буквоеде».
«Во время пандемии, когда были закрыты все розничные магазины сети, увеличения продаж книг через онлайн у нас не было. Книжный магазин — это точка входа в категорию, то место, где читатели активнее всего взаимодействуют с книгой, знакомятся с авторами и определяются с выбором. А в интернет-магазин чаще всего обращаются уже с целевым запросом. К тому же у книголюбов всегда есть дома книжные запасы, поэтому в пандемию многие читали то, что уже стояло у них на полках и было в "листе ожидания"»,— подчеркивают в сети.
Генеральный директор группы компаний «ЛитРес» Сергей Анурьев отмечает, что в сегменте деловой литературы популярностью пользуются «Как устроена экономика» Ха-Джун Чанга, «Трансформатор. Как создать свой бизнес и начать зарабатывать» Дмитрия Портнягина, «Номер 1» Игоря Манна, «Текст, который продает товар, услугу или бренд» Анны Шуст, «Новые правила деловой переписки» Максима Ильяхова и «Бизнес без MBA» Олега Тинькова. Он признает, что в период пандемии бизнес-литература, наряду с книгами по психологии и личностному развитию, пользовалась спросом. В прошлом году в пятерку популярных попали книги «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем» Фила Найта и «Правила богатства» Уоррена Баффетта.
Несмотря на кризис книжного рынка и снижение доходов населения, сегмент цифровых книг в 2020 году продолжал показывать стабильный рост, говорит господин Анурьев. Если в 2010 году продажи цифровых книг были на уровне 60 млн рублей, то в 2019 году емкость рынка электронных и аудиокниг превысила 6,5 млрд рублей: то есть за десять лет рынок вырос в 108 раз. По итогам 2020 года электронные и аудиокниги составили 10% от объема всего книжного рынка России — 8,2 млрд рублей. Этот сегмент рынка вырос на 32% по сравнению с 2019 годом.
В Wildberries добавляют, что среди самых популярных книг по управлению бизнесом и компанией в Петербурге в 2020 году стали «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности» Стивена Кови и «Сам себе финансист: Как тратить с умом и копить правильно» Анастасии Тарасовой. В области управления персоналом лидером продаж стала книга «Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час» Светланы Ивановой.
Аналитики Wildberries подсчитали, что в Петербурге в 2020 году было продано в три раза больше книг по сравнению с 2019 годом. «Во-первых, рост онлайн-продаж книг связан с общей тенденцией увеличения популярности интернет-покупок во всех сегментах. Во-вторых, сыграл свою роль фактор самоизоляции: у петербуржцев было больше свободного времени, которое они тратили на чтение и самообразование»,— сообщили изданию в интернет-магазине.
В Ozon отмечают, что во время пандемии лидером спроса в сервисе стало руководство по экономической теории «Воспоминания о будущем» Михаила Хазина. «Даже несмотря на высокую базу сравнения, в 2020 году оборот Ozon от продажи книг в Петербурге вырос на 44% относительно 2019 года. Петербуржцы тратят на книги в среднем около тысячи рублей в онлайн-магазине»,— приводят данные там.
Партнер финансовой практики Odgers Berndtson Алексей Сизов советует прочитать книгу Насти Травкиной «Homo Mutabilis: Как наука о мозге помогла мне преодолеть стереотипы, поверить в себя и круто изменить жизнь», а также «От хорошего к великому» Джима Коллинза. «Я всегда читал и читаю много, так что пандемия в целом никак не сказалась на ритме и объемах прочитанного. Помимо научной и бизнес-литературы, прочитал много художественных произведений»,— признается он.
«Раньше я читала большое количество бизнес-литературы по теме переговоров и управления персоналом. Например, "3D Negotiations" Дэвида Лакса и все публикации Нэреша Малхотры, а потом вернулась к истокам — начала читать книги для детей и открыла их заново. Очень советую перечитать "Незнайку на Луне", там есть все, чем мы живем сейчас: фильтры Instagram, шеринг-экономика и солнечные батареи. И вторая рекомендация — "Ежик в тумане": замечательно снимает стресс»,— рассказывает гендиректор Elementaree Ольга Зиновьева.
Руководитель направления МВА «Нетологии» Юлия Княжанская советует изучить «Думай медленно — решай быстро» Дэниэла Канемана, которая, по ее мнению, помогает более глубоко понять процесс принятия решений, а это одна из ключевых задач любого руководителя, особенно в момент новых и незнакомых прежде вызовов пандемии.
Генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Наталья Венерова советует книгу для предпринимательниц Светланы Комаровой и Елены Рисберг «Бизнес-ведьмы». «Один из очевидных плюсов пандемии — возможность посвятить чтению значительно большее количество времени, в среднем я читала две книги за неделю. По жанрам выбрала автобиографии известных людей, бизнес и учебную литературу»,— добавляет она.
Генеральный директор фармацевтического производителя «Буарон» Ирина Никулина замечает, что во время пандемии люди начали лучше соблюдать work-life balance. «Даже при смягчении карантинных мер в компании сохранилась возможность соблюдать комфортный для каждого режим работы — сегодня мы практикуем гибридный график посещения офиса и встреч»,— говорит она.
Основатель и директор петербургской дизайн-студии «Логомашина» Роман Горбачев рассказывает, что регулярно перечитывает книги «Идеальный руководитель» Ицхака Адизеса, «Сначала скажите "нет"» Джима Кэмпа, «Стартап: Настольная книга основателя» Боба Дорфа и Стива Бланка и «Искусство управленческой борьбы» Владимира Тарасова. «Признаюсь честно: за время пандемии я не стал больше читать, но не корю себя за это. Я заказал около пятнадцати книг на тему искусства и уже успел прочитать большую часть — теперь, наконец, могу отличить Мане от Моне и хотя бы пару слов рассказать про Альбрехта Дюрера»,— делится он.
Руководитель отдела корпоративной культуры СДЭК Наталия Сальникова рекомендует книгу Рида Хастингса и Эрин Мейер «Никаких правил: Уникальная культура Netflix», а также «Принцип Оз: Достижение результатов через персональную и организационную ответственность» Роджера Коннорса и «Дело не в кофе: Корпоративная культура Starbucks» Говарда Бехара и Джанет Голдстайн.
Популярной в прошлом году также была книга бизнес-тренера Игоря Рызова «Монстр продаж», отмечает директор Фонда 60+, книжный обозреватель Вадим Бараусов. Из новейших российских бизнес-книг он советует две: «Бесполезная классика» Леонида Клейна о том, что предприниматели и топ-менеджеры могут найти в классической литературе, и «Пионеры Кремниевой долины» Максима Котина об успехе российских программистов из компании «Параграф» в США в начале 1990-х.
«Пандемия, конечно, имеет свои последствия: в прошлом году среди деловых бестселлеров в России было много книг по инвестированию, развитию личного бренда, созданию продающих текстов и подкастов, удаленной работе. Что любопытно, в США оперативно вышел и пользуется большим спросом ряд книг о влиянии вируса на бизнес и экономику, у нас же такая тенденция отсутствует. Иностранные книги лучше читать в оригинале, а не ждать перевода, который может и не появиться на отечественном рынке вовсе»,— заключает господин Бараусов.