Общепит ищет деньги в суде
Владельцы брендов стали чаще взыскивать с партнеров долги
С начала пандемии владельцы брендов в сегменте общепита стали чаще судиться с франчайзи, требуя выплат роялти и погашения долгов за поставки. Самые серьезные претензии к партнерам, в частности, у Cofix, One Group, «Андерсон» и Subway. В этих сетях заявляют, что большая часть взыскиваемых долгов возникла еще до кризиса. До конца этого года количество таких дел на пострадавшем рынке общепита в лучшем случае сохранится на текущем уровне, в худшем — будет расти, прогнозируют эксперты.
Владельцы франшиз стали чаще судиться с франчайзи из-за невыплат роялти и задолженностей по договорам поставок, выяснил “Ъ”, изучив картотеку дел арбитражных судов. Так, ООО «Урбан кофикс Раша», управляющее сетью Cofix, за год подало исков к своим партнерам на общую сумму 17,8 млн руб. Претензии к франчайзи есть и у входящего в One Group (сети кофеен One Price Coffee и One Bucks Coffee) ООО «Ван груп компани»: с октября 2020 года компания подала пять исков на общую сумму около 2,06 млн руб. к ряду предпринимателей.
По схожим причинам судятся владельцы сетей «Суши love», «Андерсон» и Subway, знает адвокат Forward Legal Тимур Тажиров. Тяжбы с ООО «Техноторг» из-за роялти на общую сумму свыше 1,2 млн руб. ведет и ООО «Галереи Алекс» — одно из юрлиц ГК «Шоколадница» (одноименные кофейни, сети «Кофе Хауз» и «Ваби-саби»), добавляет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов.
По словам руководителя юридического департамента Cofix Алексея Холодного, компания требует от партнеров погасить долги, возникшие еще до пандемии.
Представитель «Андерсон» заявил, что суды связаны с отозванными до кризиса франшизами, по которым партнеры не расплатились по договорам поставок. «Во всех случаях партнерство было разорвано из-за несоблюдения требований договора концессии»,— добавили в сети. В Subway отметили, что у компании после начала пандемии резко вырос объем реструктуризации по роялти партнеров. В «Шоколаднице» отказались обсуждать проблемы с франчайзи. Получить в воскресенье комментарии в One Group и «Суши Love» не удалось. После выхода заметки основатель и акционер One Group Сергей Румянцев уточнил "Ъ", что и в его случае речь идет о задолженностях, которые накопились до пандемии.
Количество судебных претензий к франчайзи продолжает расти, констатирует эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская. Хотя раньше, по ее наблюдениям, с партнерами судились только международные компании, включая Coffeeshop и Subway. Пока количество исков владельцев брендов к партнерам не выглядит критичным, отмечает Тимур Тажиров. Он не исключает, что в обозримой перспективе число исков о взыскании задолженности с франчайзи увеличится, так как многие франшизы рассчитаны на сферы обслуживания и питания, наиболее пострадавшие из-за коронакризиса.
В Subway считают, что количество судебных дел между владельцами брендов и франчайзи уже находится на пиковом значении. Ситуация будет сохраняться как минимум до конца этого года, прежде чем пойти на спад, прогнозируют в сети.
Если дело доходит до суда, такие иски обычно удовлетворяются в пользу владельцев бренда, продолжают там. «Однако исполнительные листы еще долго остаются неоплаченными контрагентами»,— поясняют в Subway. В сети «Андерсон» добавляют, что участие в таких делах — это, скорее, репутационный вопрос.
Использовать ситуацию с COVID-19 для неоплаты роялти и поставок достаточно сложно, отмечает Алексей Холодный: «В период пандемии мы действовали совместно и с франчайзи, и с логистами, и с поставщиками». В Subway также полагают, что франчайзи вряд ли злоупотребляют ситуацией с пандемией, а причина неисполнения обязательств по договорам концессии — следствие вызванного кризисом снижения доходов потребителей.