Белый дом вновь берет РОП в свои руки

Реформе ответственности бизнеса за отходы обещана быстрая реализация

Вице-премьер Виктория Абрамченко подписала давно ожидаемую экспертами и участниками рынка «дорожную карту» по реализации концепции расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). Документ получился стратегическим и рамочным, оставил без ответов большинство тонких вопросов, которые мучают рынок, но планирует дать на них ответы уже во втором квартале. Наблюдатели приветствуют появление документа и не видят в его содержании никаких явных противоречий, но сомневаются в том, что правительству удастся уложиться в заявленные сроки.

Заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

На прошлой неделе Виктория Абрамченко подписала план мероприятий правительства по реализации одобренной в конце 2020 года новой концепции РОП. По ней с 2022 года для компаний вводится норматив в 100% по утилизации упаковки, которая составляет до 50% всего объема ТКО в РФ, а те, кто его не выполнит, обязаны платить в полном объеме экосбор (см. “Ъ” от 23 декабря 2020 года).

«Дорожную карту» к концепции участники рынка и эксперты ждали больше квартала, полагая, что она даст ответы на основные мучающие их вопросы:

  • позволит ли правительство реализовывать РОП компаниям в ассоциациях,
  • смогут ли утилизировать отходы сами импортеры или будут лишь обязаны платить сбор,
  • кто и как сможет распоряжаться экосбором (напомним, на 25% всего объема сбора претендует «РТ-Инвест» для финансирования мусоросжигающих заводов),
  • будет ли расти норматив на другие товары, кроме упаковки,
  • какой будет дифференциация ставок,
  • будет ли создан реестр утилизаторов,
  • какое место в концепции будет отведено рециклинговым заводам.

На эти вопросы ответов в документе, который был подписан в текущем виде после минимум пяти неудачных проектов, не обнаруживается.

Подписанный документ состоит из двух разделов и 22 пунктов, практически все мероприятия которых должны завершиться уже к третьему кварталу 2021 года (напомним, в послании Федеральному собранию на прошлой неделе президент Владимир Путин заявил, что механизм РОП «нужно запустить уже в текущем году»). Первый раздел касается нормативно-правового регулирования РОП, а его первый пункт — внесение во втором квартале 2021 года изменений в базовый закон об отходах в части РОП. В аппарате вице-премьера этот пункт называют ключевым — эти поправки и должны будут ответить на основные вопросы заинтересованных сторон. А уже через квартал должны появиться методика расчета ставки и порядок взимания экосбора, а также ставки по отдельным видам товаров и упаковки. Тогда же планируется обозначить параметры соотнесения товара и упаковки с видами, группами отходов, утилизация которых учитывается в рамках РОП; уточнить требования к отчетности по РОП и декларированию выпуска товаров; определить товары, при закупках которых учитываются экологические параметры и требования, а также разработать постановления правительства, освобождающие граждан от НДФЛ при продаже вторсырья.

Второй раздел плана — организационные мероприятия для совершенствования института РОП (должны быть выполнены также в третьем квартале). Среди них, например, доклад в правительство, где будут определены целевые показатели сбора и утилизации по группам товаров, включающие «количественные значения, прогноз их достижения с учетом направления на обработку 100% ТКО и сокращения к 2030 году вдвое объема отходов, направляемых на захоронение, оценку необходимой инфраструктуры по сбору и утилизации отходов, а также механизмы контроля достижения указанных целевых показателей и ответственных лиц». Предлагается разработка рекомендаций для торговых сетей по постепенному вводу в оборот упаковки из материалов, пригодных к утилизации, в доле к неперерабатываемой и трудноперерабатываемой упаковке либо материалов, содержащих вторсырье; гармонизация стандартов требований по указанию детальной информации об упаковке товара при его ввозе на территорию РФ; появление в ОКВЭД видов деятельности, касающихся сбора, обработки и утилизации отходов, детализация сведений о произведенной продукции с использованием вторсырья. Кроме того, будет разработана информсистема, призванная отслеживать движение товаров и упаковки от выпуска до утилизации, о чем Виктория Абрамченко подробно рассказывала в интервью “Ъ” (см. “Ъ” от 12 января).

Опрошенные “Ъ” эксперты и участники рынка называют документ «стратегическим и рамочным», а его мероприятия «точечными и методически-организационными».

Так, руководитель лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла РАНХиГС Содном Будатаров и замдиректора группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков приветствуют освобождение от НДФЛ граждан, реализующих вторсырье, и решения по ограничению производства неперерабатываемой и трудноперерабатываемой упаковки, стремление урегулировать оборот товаров из вторсырья. Но господин Будатаров отмечает, что эти меры не носят системного характера. «Задача РОП — запустить всю "производственную" цепочку по схеме "рециклинговый завод—заготовители—перевозчики—население—товары из вторичного сырья". По каждому из этих элементов должен быть принят комплекс мер»,— говорит он. Господин же Горчаков отмечает важность пункта о рекомендациях по упаковке для торговых сетей, в «рамках которого как раз и надо разрабатывать экономические стимулы», которые сделают неперерабатываемую упаковку менее выгодной. «Без создания экономических стимулов по всей цепочке от производителя до утилизации уплата экологического сбора на первых этапах сведется просто к еще одному сбору для части бизнеса и в итоге будет отражена в стоимости товаров»,— убежден он.

Представители бизнеса же высказывают надежду, что еще смогут договориться с правительством по принципиальным для них вопросам о механизмах исполнения РОП, сомневаясь в том, что чиновникам технически удастся уложиться в заявленные сроки в подготовке и принятии закона и подзаконных актов. «Вроде бы никакой конкретики не предложено, но такой подход оставляет поле для маневра на этапе подготовки поправок в федеральные законы и подзаконные акты,— говорит Любовь Меланевская из "РусПЭК".— Это хорошо, так как утвержденная в декабре концепция некоторыми положениями перечеркнула полугодовой диалог между бизнесом и регулятором, постулируя приоритет фактической утилизации над уплатой экосбора и вводя недостижимые ни в одной стране мира нормативы утилизации для упаковки».

Ее поддерживает Сергей Подойников из ЭкоШинСоюза, отмечая возможность прояснить место ассоциаций бизнеса в исполнении РОП. В то же время он отмечает, что «"дорожная карта" ставит достаточно жесткие временные рамки» по внесению проекта поправок в базовый закон в правительство.

«Мы еще не видели никаких проектов нормативно-правовых документов, расшифровывающих действия, обозначенные в концепции. Надеемся, что за столь короткий срок удастся разработать документы, содержащие изменения, с учетом всех заинтересованных сторон, в том числе бизнес-сообщества»,— говорит господин Подойников.

В свою очередь, заместитель главы профильного комитета «Деловой России» Наталья Беляева сомневается в том, что подготовить и принять соответствующие документы в указанные сроки технически возможно. «Сроки не учитывают ряд чисто юридико-технических и политических факторов (сроки и порядок принятия НПА, осенние выборы в Госдуму). Время, указанное в "дорожной карте", и время, которое нужно для прохождения постановления правительства (а не распоряжения, как это было на протяжении всей реализации РОП) и закона, не внушают уверенности в том, что документы могут быть реализованы в комплексе,— без правок в закон странно править его подзаконные акты»,— отмечает она.

Алексей Шаповалов

Вся лента