Аристократы путешествий
Какие услуги предоставляли в поездах
В преддверии майских праздников и отмены половины намеченных поездок предлагаем вспомнить красивые традиции прошлого, когда любое путешествие было настоящим приключением, а его участники казались чуть ли не инопланетянами — так ярко, модно и необычно они одевались по сравнению со среднестатистическими жителями.
В 1950 году отправился в путь французский поезд Le Mistral, названный в честь ветра, формирующего погоду в Средиземноморье. И если в начале своего существования он ходил только до Лиона, то через пару лет маршрут был продлен до Ниццы. Гламурные путешественники тех лет обожали этот самый роскошный поезд в Европе, а путеводители сразу окрестили его «аристократом путешествий»: Le Mistral не просто доставлял пассажира из пункта А в пункт Б, а делал это с максимальным комфортом и всеми мыслимыми для тех лет излишествами. В статье The New York Times от 29 июня 1969 года рассказывается, что в поезде парикмахерские услуги оказывали стилисты high-fashion, работали и барберы для мужчин. Помыть голову и сделать укладку даме стоило 20 франков, а мужская стрижка обходилась в 21 франк — цены были как на знаменитой парижской Фобур-Сент-Оноре.
К перечню роскошеств добавим постоянно работающую систему кондиционирования помещений, ресторан высокой кухни, книжный магазин, бутики, где продавались шоколад, украшения из жемчуга, дизайнерские платки и галстуки, зажигалки и даже портативные печатные машинки. Служба доставки цветов работала как часы — можно было заказать букеты когда угодно (равно как и билеты в любые парижские театры и мюзик-холлы). Добавим услуги секретарей, переводчиков и стенографистов, которые принимали и передавали сообщения, копировали документы. Неудивительно, что поездом пользовались не только состоятельные туристы, известные актеры, бомонд, но и представители бизнес-элиты.
Последний раз в статусе суперпоезда Le Mistral вышел на маршрут 40 лет назад — 26 сентября 1981 года, а окончательно ушел в отставку в 1982-м, когда современные скоростные поезда TGV полностью заменили «ветреные» составы. Сегодня скорости, конечно, стали другими, но чудесные виды на Лазурный берег с тех пор ничуть не изменились — осталось дождаться открытия границ, чтобы убедиться в этом.