Почему оживились покупатели

Россияне увеличивают потребительские расходы

Потребители в России резко увеличили повседневные расходы. По данным «Ромира», в марте месяц к месяцу показатель вырос сразу на 12,1%, причем положительная динамика фиксируется по всем доходным группам. Год к году уровень расходов пока остается ниже на 2%. В будущем ситуация может развиваться благоприятно из-за прохождения пика инфляции и укрепления потребительской уверенности, но полное восстановление может растянуться еще на несколько месяцев.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

По данным панельного исследования Romir Consumer Scan Panel, в марте 2021 года россияне увеличили свои повседневные расходы сразу на 12,1% месяц к месяцу и на 2% по отношению к этому же периоду в 2020 году. Расходы жителей Москвы выросли относительно февраля на 12,5%, а год к году показатель сократился на 6,6%. В Санкт-Петербурге мартовские расходы месяц к месяцу увеличились на 14,2%, а в годовом выражении — на 11,3%. Наибольшую месячную динамику продемонстрировали города-миллионники, где в марте расходы к февралю выросли сразу на 13,4%, а относительно марта 2020 года показатель оказался ниже на 1,6%.

Месяц к месяцу увеличили траты все группы потребителей: с низким доходом — на 9,6%, со средним — на 12,4%, с высоким — на 12,8%. Год к году сократили расходы покупатели из первой категории — на 3,2%, тогда как потребители со средним доходом увеличили траты на 4,6%, а с высоким — на 0,5%. Исполнительный директор «Ромира» и Mile Group Инна Караева поясняет, что рост расходов по сравнению с предыдущим месяцем объясняется сезонностью: затраты россиян, связанные в том числе с праздником 8 Марта, традиционно увеличиваются. «Однако сейчас мы прослеживаем и иной значимый фактор: расходы населения снижаются против прошлого года, покупатели тратят почти столько же при более высоких ценах»,— добавляет она

В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») отмечают, что потребительский спрос продолжил восстановление и по итогам первого квартала был ниже на 1,1%, чем за аналогичный период прошлого года, тогда как в четвертом квартале 2020 года разница была выше — минус 3,8% год к году. Там также отметили ускорение продовольственной инфляции до 7,4% в первом квартале 2021 года против 5,8% в четвертом квартале 2020 года. Ключевым фактором стало ускорение цен на фрукты и овощи, сахар, яйца и растительное масло, что связано с ростом мировых цен и ослаблением рубля, указывают в X5. Средний чек в магазинах компании в первом квартале этого года вырос на 11,7%, до 450,7 руб. год к году. По данным «Ромира», средний чек россиян в марте был на уровне 614 руб., что на 1,1% руб. ниже, чем в феврале, и на 7,6% больше, чем годом ранее.

Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов говорит, что наступление третьей волны пандемии в России либо откладывается, либо происходит гораздо легче, чем в других странах. Кроме того, из-за небольшой доли сферы услуг российская экономика меньше пострадала из-за кризиса, добавляет он. По словам господина Ибрагимова, благоприятными для расходов должны стать прохождение пика инфляции и укрепление потребительской уверенности. «И если больше есть люди вряд ли станут, то могут начать активнее тратить накопленные средства на непродовольственные товары и крупные покупки: одежду, бытовую технику, автомобили и проч., которые они откладывали с прошлого года»,— рассуждает он.

Старший аналитик «Атона» Виктор Дима добавляет, что текущие данные по потребительскому спросу искажает эффект высокой базы марта 2020 года, когда были ажиотажные закупки продуктов, а также временная высокая инфляция. По его словам, происходит постепенный выход из карантинных ограничений, но нормализация потребительского поведения растянется на несколько месяцев и более объективной картины стоит ждать в третьем или четвертом квартале 2021 года.

Анатолий Костырев

Вся лента