Сервис уж не торт

Сэкономленное в пандемию россияне пускают на развлечения

С возвращением россиян к привычному образу жизни после эпидемиологических ограничений спрос на бытовые услуги и развлечения восстанавливается. Оживление фиксируют салоны красоты, фитнес-центры, растет спрос на услуги ухода за собой на дому, востребованы ремонтные и строительные работы. В сфере общепита тем временем растет средний чек. «Деньги» разбирались, как реально меняется сфера услуг и будет ли она дорожать в ближайшее время.

Сфера услуг и развлечений в последние месяцы демонстрирует восстановление спроса. По данным Tinkoff Coronaindex, только за неделю 7–13 апреля россияне увеличили траты на кино на 38%, на аренду автомобилей — на 25%, на транспорт в целом — на 3%, на рестораны — на 3%, уход за собой — на 1%. Год к году эти показатели выросли на 572%, 208%, 286%, 331% и 320% соответственно. Тренд подтверждают данные Центра развития ВШЭ, по которым платные услуги населению стали одной из самых быстрорастущих отраслей российской экономики в январе-феврале 2021 года: оборот сектора вырос на 2,7% и 3,8% месяц к месяцу соответственно, что превысило аналогичные значения для торговли, строительства, сельского хозяйства и пр.

Основная причина восстановления спроса на услуги — снижение уровня неопределенности, говорит директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, в прошлом году россияне существенно нарастили накопления, часть которых, видимо, начинают тратить. Только на отмененных зарубежных поездках было сэкономлено около 2 трлн руб. А новые меры — тот же запрет на поездки Турцию — могут дополнительно поддержать внутренний потребительский спрос, указывает эксперт. Впрочем, господин Бурмистров отмечает, что в статистике стоит учитывать серьезное обеление рынка услуг, а реальный рост спроса может быть несколько ниже.

Красота на дом

Как рассказывают в сервисе «Авито.Услуги», за последний год россияне привыкли не только заказывать на дом продукты и готовую еду, но и получать «с доставкой» различные услуги мастеров красоты. Спрос на такие процедуры за год увеличился на 165%, предложение — на 45%. «Так услуги стоят дешевле, чем в салоне, а мастера получают дополнительный канал заработка»,— поясняют в «Авито.Услугах». Для многих потребителей это стало открытием, от которого они не готовы отказаться и после локдауна.

По данным «Эвотора», спрос в салонах красоты в марте увеличился более чем в два раза относительно марта прошлого года. Но это всего на 3% выше, чем в марте докризисного 2019 года. Средний чек в салонах красоты в марте в целом по стране был 1,84 тыс. руб., что на 7% меньше, чем годом ранее. В Москве показатель за год не изменился, закрепившись на уровне 2,49 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — сократился на 2%, до 2,28 тыс. руб. Число трансакций в салонах в этих городах год к году увеличилось на 27% и 30% соответственно.

Фитнес-индустрия также постепенно возвращается к докризисным показателям, констатируют в Ассоциации операторов фитнес-индустрии России (АОФИ; включает World Class, UFC Gym, Alex Fitness и пр.). В марте клубы заработали 15,4 млрд руб., хотя спрос по итогам первого квартала 2021 года был ниже докризисных значений примерно на 10%. По словам главы АОФИ Ольги Киселевой, на рост спроса в первом квартале повлияло несколько факторов, в том числе сезонность. Февраль, март и апрель, по ее словам, являются высокими сезонами в индустрии. Другим стимулом роста стал спад пандемии, он и привел к оживлению на рынке фитнес-услуг. «Люди постепенно начинали возвращаться к привычному образу жизни и занятиям, а забота о здоровье и здоровый образ жизни стали для многих более значимыми»,— рассуждает госпожа Киселева.

В несетевых фитнес-центрах трафик восстанавливается несколько медленнее. По данным «Эвотора», в марте число покупок в таких местах превысило уровень 2020 года на 45%, оставшись ниже уровня 2019 года на 28%. Средний чек фитнес-центров в марте в целом по стране вырос на 14%, до 1,5 тыс. руб., в Москве — на 25%, до 3,52 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — на 8%, до 2,16 тыс. руб. Число трансакций в этих городах в марте год к году увеличилось на 51% и 22%, но относительно 2019 года было ниже на 25% и 36% соответственно.

Как отмечает Михаил Бурмистров, средний ценник в фитнес-центрах растет по нескольким причинам. Во-первых, клубы увеличивают долю краткосрочных абонементов, которые обходятся дороже, чем долгосрочные. Кроме того, операторы сворачивают агрессивные промо, которые появились на пике кризиса, так как трафик в фитнес-центрах постепенно восстанавливается, а также корректируют цены в тех регионах, где они были изначально довольно низкими, рассказывает он. В АОФИ также выделяют в числе трендов рост спроса на клубные карты с коротким сроком действия, которые для многих посетителей стали более актуальными, чем годовые абонементы, в том числе из-за снижения доходов.

В «Авито.Услугах» говорят, что привычка нанимать мастеров для ремонта техники у россиян никуда не ушла. Но если в месяцы изоляции активнее всего ремонтировали игровые приставки, то после ее окончания чаще отдают в ремонт фото- и видеотехнику — спрос на услуги мастеров в этой области вырос более чем втрое год к году, рассказывают в сервисе. Остаются популярными услуги, связанные с ремонтом и строительством,— как и год назад, россияне активно обустраивают квартиры, дома, дачи и приусадебные участки. Спрос на услуги уборки за год увеличился на 96%, вывоз мусора — на 89%, на сантехнику — на 68%. Как следует из данных «Авито.Услуг», средние цены на большинство видов бытовых услуг за период почти не изменились. На 17% подешевели услуги курьеров, а на 14% — по уходу за домашними животными. С другой стороны, на 20% выросли цены на услуги нянь и сиделок, на 20% подорожали услуги по уборке, на 25% — по строительству и ремонту.

Суши и зрелищ

На рынке общественного питания в начале года средний чек вырос на 10% год к году, подсчитывали в NPD Group. Заметнее всего, на 16% показатель увеличился в сетях фастфуда, на 7% — в полноценных ресторанах, на 2% — в кофейнях и столовых. В NPD Group динамику объясняют в первую очередь ростом интереса к доставке. Но сегодня на рынок влияет и растущие цены на продукты питания, из-за чего владельцам заведения придется корректировать меню и оптимизировать расходы.

Президент ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» («IL Патио», «Планета суши», «Шикари», TGI Fridays и др.) Маргарита Костеева говорит, что, учитывая общую экономическую ситуацию и снижение покупательской способности населения, холдинг продолжает удерживать цены на докризисном уровне и не планирует их изменять. По ее словам, «Росинтер» работает с каждой статьей расходов отдельно (аренда, закупки, персонал и пр.), сдерживая цены в меню за счет работы с food cost. Рост закупочных цен на продукты, безусловно, влияет, поэтому «Росинтер» в первую очередь работает с меню, рассказывает госпожа Костеева. «Мы пересмотрели меню с точки зрения себестоимости блюд, разработали и ввели новые качественные, интересные и более доступные по цене предложения, понимая, что гости будут экономить. Это даст возможность сохранить базу постоянных гостей, для которых введение более демократичных позиций позволит комфортно себя чувствовать в текущих условиях и не отказываться от посещения любимой концепции»,— рассуждает она.

В ГК «Шоколадница» (управляет одноименными кафе, а также сетями «Кофе Хауз», «Ваби Саби» и др.) говорят, что пока находятся на стадии анализа рынка и цены в сети не повышают, понимая, что доходы населения сократились. Но там подчеркивают, что цены в ресторанах зависят от многих факторов и причин для изменения может быть несколько: аренда, курс рубля, цены на сырье и пр. Операционный директор Catery (сервис по доставке еды в офисы и на мероприятия) Андрей Черепанов говорит, что цены сохранялись на одном уровне в течение последних двух лет, но в первом квартале 2021 года выросли на 5–7% из-за повышения закупочных цен на продукцию. От последнего будет зависеть и дальнейшее поведение сервисов, указывает господин Черепанов.

По словам Михаила Бурмистрова, рестораторы действительно не могут позволить себе существенно поднимать цены. Потребители по-прежнему экономят, к тому же есть сильная конкуренция со стороны торговых сетей, которые активно увеличивают долю готовых блюд в ассортименте, поясняет он. С другой стороны, отмечает эксперт, цены на продукты для ресторанов растут, а на некоторые категории, например подсолнечное масло и сахар,— опережающими темпами из-за ценовых ограничений в рознице. На этом фоне рестораторы будут оптимизировать расходы, может и снижать размер порций, говорит он.

Цена посещения кинотеатров — другой важной статьи расходов россиян на развлечения — также пока остается относительно стабильной. Директор по маркетингу объединенной киносети «Синема парка», «Формулы кино» и «Кино Окко» Сергей Кузнецов говорит, что средние цены на билеты в кинотеатрах компании за период с января по 11 апреля были всего на 1,9% выше, чем годом ранее, и на 2,7% — чем в 2019 году. По его словам, в целом по рынку цены на билеты выросли на 5% к аналогичному периоду 2020 года и на 6,6% — к 2019 году. Единой политики у киносетей нет, рассказывает господин Кузнецов. К примеру, некоторые игроки делают скидки и затем повышают цены. По словам Сергея Кузнецова, у сети нет планов резко повышать цены на билеты, учитывая определенную чувствительность потребителей к расценкам, а также уровень релизов.

Эксперты оценивают ситуацию в сфере услуг в целом пока благоприятно. По прогнозам Михаила Бурмистрова, спрос на потребительские услуги и дальше продолжит постепенно восстанавливаться, если в России не начнется «третья волна» пандемии COVID-19 с сопутствующими ограничениями.

Анатолий Костырев

Вся лента