Цены на бензин ограничат экспортом
Поможет ли приостановка продаж топлива в другие страны сдержать рост его стоимости
Участники рынка не уверены, что запрет на экспорт бензина поможет контролировать рост его стоимости. К таким мерам, как выяснил “Ъ”, готовится российское правительство. Источники издания утверждают, что бензин собираются включить в перечень товаров, экспорт которых может быть временно ограничен. Это не значит, что российское топливо больше не будет продаваться за рубеж, просто во время кризисов правительство получит возможность ограничить поставки и наполнить внутренний рынок. Что об этом думают продавцы? Выяснял Иван Якунин.
Решение правительства, если оно действительно готовится, нельзя назвать неожиданным. Заградительными пошлинами на экспорт российским нефтяникам грозил еще Дмитрий Медведев, когда был премьер-министром. О необходимости ограничить поставки за рубеж в конце марта писал помощник главы правительства Игорь Артемьев. Профильный вице-премьер Александр Новак перед камерами признавал, что такая мера обсуждается.
Ситуация сейчас критическая, и независимым игрокам нужна помощь, пожаловался “Ъ FM” владелец сети заправок в Костромской области Артур Мулюков: «С начала 2020 года цена по бензинам поднялась примерно на 5 тыс. руб. за тонну. Это колоссальное увеличение стоимости.
Заправки близки к тому, чтобы работать в минус. Некоторые уже терпят убытки.
Коллега недавно мне рассказал, что у него за месяц просадка по счету 600 тыс. руб.»
Данный перечень появился в 2007 году. Тогда в России наблюдался значительный рост цен на продукты, и правительство сформировало список так называемых «существенно важных товаров». Туда вошли зерно, молоко, масло. Согласно тексту документа, правительство может ограничивать экспорт этих позиций «в исключительных случаях». Но что это значит? И есть ли какой-то перечень исключительных случаев?
Формально это нигде не закреплено, говорит бывший замминистра экономики Иван Стариков: «Я не припомню, чтобы такой перечень был. Он всегда возникает согласно ситуации. Если будет сильный рост цен на нефтепродукты, то премьер-министр Михаил Мишустин соберет в ситуационном центре профильных министров, руководителя Федеральной антимонопольной службы, кого-то из заместителей администрации президента и, оценив ситуацию, обратится к президенту».
Когда именно правительство прибегнет к такой мере, и прибегнет ли вообще — неизвестно. В документе лишь сказано, что запрет на экспорт не коснется стран ЕАЭС: Белоруссии, Армении, Казахстана. Но у России есть и другие покупатели бензина, говорит зампред правления Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев: «2/3 экспорта товарного бензина в 2020 году обеспечивал «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и «Антипинский НПЗ». Небольшая часть идет на восток — в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Не помню, чтобы у нас готовое топливо с октановым числом 92 или 95 уходило в США».
У правительства уже сейчас есть договоренность с нефтяниками, чтобы 11% произведенного бензина уходило на внутренний рынок, и это обязательство выполняется. Но многие собеседники “Ъ FM” из числа независимых игроков, а это, по некоторым оценкам, 60% АЗС по всей стране, считают, что этого мало, и ограничение экспорта может помочь.
Но только в краткосрочной перспективе, признает президент Независимого топливного союза Павел Баженов: «Проблема в том, что все эти запретительные меры в долгосрочной перспективе ведут к еще большему усугублению ситуации. Это — сокращение объемов переработки в угоду экспорта нефтяного сырья.
Топливный кризис, который сейчас происходит, — дежавю. С каждым годом ситуация все усугубляется и усугубляется».
Впрочем, у властей есть и более мягкие рычаги воздействия. Например, с 1 мая демпферный механизм заработает по новым параметрам, и производители топлива получат большие компенсации за торговлю внутри России. Кроме того, в Минэнерго обсуждали планы увеличить норматив по поставкам на внутренний рынок с 11% до 15%.