Цены на бензин ограничат экспортом

Поможет ли приостановка продаж топлива в другие страны сдержать рост его стоимости

Участники рынка не уверены, что запрет на экспорт бензина поможет контролировать рост его стоимости. К таким мерам, как выяснил “Ъ”, готовится российское правительство. Источники издания утверждают, что бензин собираются включить в перечень товаров, экспорт которых может быть временно ограничен. Это не значит, что российское топливо больше не будет продаваться за рубеж, просто во время кризисов правительство получит возможность ограничить поставки и наполнить внутренний рынок. Что об этом думают продавцы? Выяснял Иван Якунин.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Решение правительства, если оно действительно готовится, нельзя назвать неожиданным. Заградительными пошлинами на экспорт российским нефтяникам грозил еще Дмитрий Медведев, когда был премьер-министром. О необходимости ограничить поставки за рубеж в конце марта писал помощник главы правительства Игорь Артемьев. Профильный вице-премьер Александр Новак перед камерами признавал, что такая мера обсуждается.

Ситуация сейчас критическая, и независимым игрокам нужна помощь, пожаловался “Ъ FM” владелец сети заправок в Костромской области Артур Мулюков: «С начала 2020 года цена по бензинам поднялась примерно на 5 тыс. руб. за тонну. Это колоссальное увеличение стоимости.

Заправки близки к тому, чтобы работать в минус. Некоторые уже терпят убытки.

Коллега недавно мне рассказал, что у него за месяц просадка по счету 600 тыс. руб.»

Данный перечень появился в 2007 году. Тогда в России наблюдался значительный рост цен на продукты, и правительство сформировало список так называемых «существенно важных товаров». Туда вошли зерно, молоко, масло. Согласно тексту документа, правительство может ограничивать экспорт этих позиций «в исключительных случаях». Но что это значит? И есть ли какой-то перечень исключительных случаев?

Формально это нигде не закреплено, говорит бывший замминистра экономики Иван Стариков: «Я не припомню, чтобы такой перечень был. Он всегда возникает согласно ситуации. Если будет сильный рост цен на нефтепродукты, то премьер-министр Михаил Мишустин соберет в ситуационном центре профильных министров, руководителя Федеральной антимонопольной службы, кого-то из заместителей администрации президента и, оценив ситуацию, обратится к президенту».

Когда именно правительство прибегнет к такой мере, и прибегнет ли вообще — неизвестно. В документе лишь сказано, что запрет на экспорт не коснется стран ЕАЭС: Белоруссии, Армении, Казахстана. Но у России есть и другие покупатели бензина, говорит зампред правления Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев: «2/3 экспорта товарного бензина в 2020 году обеспечивал «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и «Антипинский НПЗ». Небольшая часть идет на восток — в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Не помню, чтобы у нас готовое топливо с октановым числом 92 или 95 уходило в США».

У правительства уже сейчас есть договоренность с нефтяниками, чтобы 11% произведенного бензина уходило на внутренний рынок, и это обязательство выполняется. Но многие собеседники “Ъ FM” из числа независимых игроков, а это, по некоторым оценкам, 60% АЗС по всей стране, считают, что этого мало, и ограничение экспорта может помочь.

Но только в краткосрочной перспективе, признает президент Независимого топливного союза Павел Баженов: «Проблема в том, что все эти запретительные меры в долгосрочной перспективе ведут к еще большему усугублению ситуации. Это — сокращение объемов переработки в угоду экспорта нефтяного сырья.

Топливный кризис, который сейчас происходит, — дежавю. С каждым годом ситуация все усугубляется и усугубляется».

Впрочем, у властей есть и более мягкие рычаги воздействия. Например, с 1 мая демпферный механизм заработает по новым параметрам, и производители топлива получат большие компенсации за торговлю внутри России. Кроме того, в Минэнерго обсуждали планы увеличить норматив по поставкам на внутренний рынок с 11% до 15%.

Вся лента