Капиталы идут в народ
«Тинькофф» организует размещения для розничных клиентов
TCS Group (основной актив — банк «Тинькофф») объявила о создании команды IB, которая займется размещением акций и облигаций. В банке уверены, что спрос на новый продукт будет со стороны розничных инвесторов, заинтересованных в новых инструментах, в том числе и на зарубежных рынках. Однако эксперты отмечают, что наличия широкой клиентской базы недостаточно для развития IB-сегмента, необходим опыт работы с корпоративными клиентами.
TCS Group в понедельник, 26 апреля, объявила о создании команды инвестиционного банковского бизнеса — управления по организации сделок на рынке капитала в «Тинькофф Инвестициях». Направление возглавит Антон Мальков, бывший управляющий директор департамента глобальных рынков Sberbank CIB. Он займется развитием бизнеса в части ECM (Equity Capital Markets, рынков акционерного капитала) и DCM (Debt Capital Markets, рынков долгового капитала) с фокусом на компании новой экономики. В частности, в обязанности господина Малькова будет входить организация сделок IPO и сделок по размещению облигационных займов для корпоративных клиентов, говорится в сообщении банка.
Согласно рейтингу Cbonds, три первых места по организации размещений на внутреннем долговом рынке последние пять лет удерживают «ВТБ Капитал», Газпромбанк и Sberbank CIB, занимая более половины рынка. На рынке внешнего долга, по данным Dealogic, на российские госбанки приходится 30–50% всех размещений. На долю «ВТБ Капитала» при проведении IPO в прошлом году пришлось 30% сделок.
Небольшие игроки сегмента IB вынуждены трансформировать свои инвестбанковские подразделения (см. “Ъ” от 13 апреля). В «Тинькофф» конкуренции не опасаются: «Банк улучшает продукт для своих клиентов—розничных инвесторов, предоставляя им больше самых актуальных возможностей». Тинькофф-банк один из крупнейших брокеров. По данным Московской биржи по итогам марта 2021 года, он занимал первое место как по числу зарегистрированных клиентов (4,78 млн), так и по числу активных клиентов (1,23 млн), обогнав Сбербанк (4,5 млн и 260 тыс. клиентов соответственно).
«Тинькофф» наблюдает спрос со стороны своих клиентов на IPO и новые бондовые размещения. Кроме того, в России сохраняется значительное количество крупных компаний, которых пока нет на бирже.
Банк заинтересован также и в зарубежных размещениях, и в проведении сделок pre-IPO.
Корпоративная клиентская база банка небольшая и состоит преимущественно из компаний МСБ, напоминает младший вице-президент—аналитик агентства Moody`s Мария Малюкова, поэтому можно предположить, что запланированные выпуски будут среди этого сегмента. «Госбанки и другие крупные корпоративные банки работают с большими корпоративными клиентами и организуют выпуски с привлечением преимущественно институциональных инвесторов»,— поясняет она.
Вместе с тем, по мнению соруководителя BCS Global Markets Алексея Гонуса, стать серьезным участником этого рынка у банка может и не получиться. У «Тинькофф» есть одна составляющая для развития IB — большое количество брокерских счетов, но нет другой — опыта работы с корпоративным сегментом, поясняет господин Гонус. Банку придется одновременно с IB учиться работать с корпоративными клиентами. «"Тинькофф" — изначально банк с другой культурой. Ритейл — это не IB»,— заключает эксперт.