Введение в поведение
Российские педагоги жалуются на рост психологических проблем в школах
Российские учителя умеют работать с трудным поведением школьников, но в основном не понимают его причин. Таковы результаты исследования проекта «Яндекс.Учебник» в рамках программы «Образовательная инициатива Яндекса». В кризисной ситуации за помощью педагоги обращаются в основном к школьной администрации, реже рассчитывают на свои силы, поддержку родителей учеников или профильные НКО. К традиционным выкрикам с места и вопросам не по теме урока, агрессии по отношению к одноклассникам, игнорированию педагога, пропусках и срывах занятий в период пандемии добавились «выключения камер» и «другие некорректные действия учеников».
В диагностике педагогических навыков, проведенной образовательной платформой для учителей и учеников «Яндекс.Учебником», приняли участие более 70 тыс. учителей со всей России. В ходе исследования предлагались 18 ситуаций из жизни класса, педагоги должны были выбрать, как бы они поступили. Ответы оценивались по стобалльной шкале. Также был проведен опрос, с какими именно проявлениями трудного поведения сталкиваются сейчас учителя в школах.
В начальных классах 64% учителей (в диагностике предполагался множественный выбор) жаловались на трудное поведение в виде выкриков с места и вопросов не по теме урока. Еще примерно по 5–7% респондентов говорили об агрессии по отношению к одноклассникам, игнорировании педагога, пропусках и срывах занятий. В средних и старших классах выкриков с места и вопросов не по теме уже меньше — на это жаловались по 58% респондентов. При этом увеличилось число учителей, которые усматривали агрессию школьников по отношению к одноклассникам и игнорирование учителя (по 14,6%), а также говорили об отказах выполнять задания (12,5%). И в старшей, и в младшей школе большинство учителей уверены, что причины трудного поведения —особенности развития ребенка и социальные условия. Меньше 1% опрошенных считают, что неблагоприятные условия в школе могут стать причиной трудного поведения.
При этом 59% респондентов заявили, что в последние годы «проблема трудного поведения усиливается».
Во время диагностики навыков участники исследования набрали в среднем 75 баллов за умение анализировать собственную деятельность, 71 балл — за умение работать с детьми и только 49 баллов за анализ причин трудного поведения ребенка. «Высокие баллы по выстраиванию стратегии работы могут быть связаны с тем, что существует много педагогической литературы,— цитируют авторы исследования мнение главы отдела "Взрослые" благотворительного фонда "Шалаш" Валерия Майорова.— Каждый педагог знаком с ФГОС, в котором прописаны элементы воспитательного процесса, однако о причинах трудного поведения говорится мало или недостаточно».
Как выяснилось в ходе исследования, сами педагоги переоценивают свое умение анализировать причины трудного поведения школьников: оценка, полученная в ходе диагностики, была ниже на 15–20 баллов, чем та, которую называл учитель, оценивая себя (был в исследовании и параметр по оценке собственных умений).
Авторы исследования в ответ на запрос “Ъ” назвали результаты «предсказуемыми»: «Немного неожиданными стали низкие баллы учителей за анализ причин трудного поведения». Директор по контенту «Яндекс.Учебника» Ирина Савицкая заявила, что «анализ трудного поведения нужен, чтобы определить возможные варианты действий для работы с проблемой».
Основную помощь в ситуациях трудного поведения учителя ждут и получают от администрации школ: так ответили 67% участников исследования.
На коллег рассчитывают 15%, а о том, что «приходится справляться самим», заявили 12%. Еще 5% говорят о помощи от родителей или специализированных НКО. Отмечая, как изменилось трудное поведение детей во время учебы в онлайн-режиме во время пандемии, исследователи сообщили, что к стандартным проявлениям добавились «выключения камер» и «другие некорректные действия учеников».
«Понятно, что учителям неприятно признаться, что они не могут справиться с ситуацией, поэтому говорят, что могут,— прокомментировал исследование сопредседатель профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий.— А вот причину анализировать гораздо сложнее». При этом господин Луховицкий призвал не перекладывать на учителя обязанности психологов и социальных работников: «Нужно ли углубляться учителям в эти науки? От него можно требовать знаний азов, но нельзя перекладывать всю ответственность».