Бедные вы, уйду я от вас
В регионах Сибири усилился отток населения
На январь 2021 года в Сибири численность населения составила 17 млн человек. По данным Новосибирскстата, за год число жителей сократилось на 114 тыс. человек, что почти в два раза больше убыли на январь 2020-го — тогда число жителей Сибирского федерального округа (СФО) сократилось на 54,9 тыс. Сократилось не только сельское (–32 тыс. человек 2021-м, –8 тыс. человек в 2020-м), но и городское население (–82 тыс. человек в 2021-м, –46 тыс. человек в 2020-м). Наибольший отток отмечен в Омской области (–23 тыс. человек), Алтайском крае (–20 тыс. человек), а также в Иркутской области (–16 тыс. человек). Выросло население в 2021-м в двух регионах Сибири — Туве (+3 тыс. человек) и Республике Алтай (+773 человека). Смертность по итогам прошлого года увеличилась на 52%, до 27,6 тыс. человек (в 2019-м умерли 18 тыс.).
Где любят нас, где верят нам
Отток населения из Сибири в другие регионы России за последние 30 лет только нарастает, за 2011–2019 годы он составил 37 тыс. человек в среднем за год, говорит ведущий научный сотрудник ИНСАП РАНХиГС, к.г.н. Никита Мкртчян: «Это явление получило название „западный дрейф“, в результате которого население постепенно перетекает из восточных регионов страны в западные». Согласно последним данным статистики за 2019 год, из 17,1 млн человек, проживающих в Сибирском федеральном округе, мигрировали 557 тыс., в том числе переселились внутри страны 504 тыс. человек, из них в пределах округа — 287 тыс.
«В структуре внутрироссийской миграции СФО преобладают переселения внутри субъекта. Если говорить о миграции в другие федеральные округа, то среди них первое место традиционно занимает Центральный федеральный округ — на него приходится более четверти миграционного оттока из Сибири. Другими популярными направлениями для переезда жителей СФО являются Северо-Западный и Южный федеральные округа», — считает эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин.
При этом миграционный прирост в регионах Сибири демонстрирует отрицательную динамику: в 2019 году он сократился на 11 тыс. человек. Если в Новосибирской области прирост составил 10 тыс. человек, то, например, в Омской области сокращение составило 12 тыс. В остальных регионах округа, за исключением Томска, на протяжении последних десяти лет отмечен отток жителей. «Основной причиной убыли населения из Сибири является переезд в крупные города с более высоким уровнем оплаты труда. Часть населения переезжает в поисках более благоприятных климатических условий. Приток населения в Новосибирскую и Томскую области может также объясняться тем, что Новосибирск и Томск — крупные учебные и научные центры»,— считает господин Першин.
Покидают округ в основном люди трудоспособного возраста — около 70% (373 тыс. человек в 2019-м). На долю пенсионеров приходится всего 10% (60 тыс. человек в 2019-м). «Миграция населения трудоспособного возраста в основном происходит в крупные экономические центры с динамичной экономикой в рамках процесса урбанизации. Кроме того, население пенсионного возраста мигрирует в регионы с более благоприятными климатическими условиями»,— отмечает вице-президент и старший аналитик агентства Moody’s Владлен Кузнецов.
Чтобы уехать
По мнению губернатора Омской области Александра Буркова, на отток населения влияют низкие зарплаты в регионах. «Ключевая проблема сейчас — уровень дохода. Люди почему едут, потому что, например, продавщица понимает, что если переедет в Новосибирск, то будет в полтора, а то и в два раза больше получать. Люди едут в Тюмень, в Ханты-Мансийск, где уровень зарплат совершенно иной»,— отметил Александр Бурков.
В шести российских регионах (Чукотском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, Москве, Магаданской и Сахалинской областях) каждый пятый зарабатывает более 100 тыс. руб., в то время как средняя зарплата по стране варьируется от 23 тыс. до 56 тыс. В Омской области, по данным Росстата, среднемесячная зарплата в январе 2021-го составила 36 тыс. руб., в Новосибирской области — 40 тыс.
Одним из ключевых факторов миграционной убыли населения Сибирского федерального округа эксперты также называют медленное развитие местной инфраструктуры. «Пандемия 2020 года данную тенденцию усугубила. В связи с закрытием государственных границ Сибирский федеральный округ, как и многие другие субъекты России, не досчитался иностранной рабочей силы, составляющей костяк специалистов на вакансиях низкой квалификации в строительной отрасли»,— говорит ведущий аналитик ГК «Аксиома» Дмитрий Исповедников.
По данным МВД России, в Сибирь в 2020 году с целью трудоустройства прибыло в 2,4 раза меньше иностранных граждан, чем в 2019-м. «Как результат, многие стройки были вынуждены встать на паузу»,— подчеркивает господин Исповедников. Согласно Росстату, по итогам прошлого года в России построили на 11% меньше жилья, чем в 2019-м. По этому показателю Сибирский федеральный округ оказался на предпоследнем месте — объем выполненных строительных работ здесь в прошлом году снизился на 9,7% по сравнению с 2019-м.
Помимо возможного влияния коронавируса на миграцию, эксперты в числе основных причин выделяют стагнацию российской экономики в целом. «Когда люди не видят развития окружающей обстановки и своих рыночных возможностей в регионе, они просто уезжают за лучшей долей. Экономика России не растет много лет, и чем дальше от столицы, тем жить сложнее»,— считает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.
Выхода нет
Отток населения трудоспособного возраста негативно влияет на тенденции экономического роста и возможности по диверсификации экономики округа. «Отток молодежи ведет к ускоренному старению населения, но крупные города, куда этот поток направлен, напротив, получают дополнительное молодое население, что позволяет им улучшить показатели естественного движения населения — растет рождаемость, снижается смертность»,— говорит Никита Мкртчян.
Эксперты рейтингового агентства АКРА считают, что основной мерой для предотвращения оттока населения из Сибири должно стать привлечение инвестиций для создания новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда. «Другой мерой, которая могла бы способствовать сохранению населения в регионе и его экономическому развитию, является развитие транспортной и социальной инфраструктуры. Из факторов, которые могут оказать поддержку реализации этих мер, можно выделить доступность долгового финансирования по низким ставкам»,— полагает Максим Першин.
Никита Мкртчян в то же время считает, что управлять процессами внутренней миграции мерами миграционной политики невозможно. «На миграцию влияет сложный комплекс социально-экономических условий, прежде всего — наличие хороших, разнообразных рабочих мест, качество городской среды, развитие инфраструктуры. Эти условия должны улучшаться быстрее, чем в регионах-конкурентах, и люди должны это почувствовать. Пока же города Сибири часто попадают в новостные сводки благодаря, например, экологическим катастрофам, вроде разлива топлива в Норильске»,— отмечает эксперт.
В конце 2020 года спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал Правительство РФ дополнительно помочь регионам, где отмечается наибольшая убыль населения. «Возможно, это вопросы увеличения финансирования здравоохранения в связи с высокой смертностью, оказание помощи многодетным семьям, оказание помощи в выделении жилья для детей-сирот,— говорил тогда он.— Мы теряем наших граждан, и этот вопрос не может нас оставить равнодушными». Ранее господин Володин заявил, что считает необходимым создать рабочую группу, которая изучит ситуацию в пяти субъектах РФ, где в 2019 году зафиксирована самая большая убыль населения, и предложит решение по замедлению быстрого оттока жителей из более бедных регионов страны в более богатые районы через повышение качества жизни, развитие экономики.
В Moody’s отметили, что предложение Вячеслава Володина является позитивным фактором для регионов, испытывающих быстрое сокращение населения. По мнению экспертов агентства, от инициативы могла бы выиграть Омская область, где миграция является основной причиной убыли населения.
Доцент экономического факультета РУДН, к.э.н. Александр Шолудько считает, что дополнительная поддержка позволит регионам сократить отток населения. Однако, отмечает спикер, она должна быть рассчитана не на один-два года, а как минимум на десять лет. «В советское время была разработана и эффективно действовала программа освоения северных территорий и районов Сибири и Дальнего Востока. И именно она предусматривала ряд льгот для жителей этих территорий. В частности, северные надбавки, бесплатные путевки в санатории и скидки на транспорт, сроки выхода на пенсию и пр. Дополнительная поддержка не должна быть рассчитана на год или два. Если мы хотим закрепить там население и изменить демографическую картину, эти территории нужно сделать привлекательными, и в большей части для молодого поколения, способного к деторождению. То есть это должна быть программа, рассчитанная на десятилетия. И предусматривать она должна не только меры экономического характера, но и социального»,— полагает эксперт.
Минфин России в ответ на предложение Вячеслава Володина заявил о готовности рассмотреть конкретные проекты. Между тем, по оценкам ряда экспертов, миграция населения в регионах Сибири продолжит рост и в ближайшие годы ее динамика может составить не менее 100 тыс. человек ежегодно.