Производители разделят трапезу с питомцами

Рынок производства кормов в Сибири растет, увеличивается и количество игроков, однако обострения конкуренции не ожидается

Рынок кормов для домашних животных не только успешно выстоял в период пандемии, но и показал хороший рост: по данным Euromonitor International, в 2020 году в России он увеличился на 10,1% и достиг 661 тыс. т в год в натуральном выражении, или 233 млрд руб. в денежном. Как отмечают эксперты, количество питомцев растет, вместе с тем и количество компаний, производящих корма. В Сибири сегодня крупнейшей считается фабрика компании Mars, а к 2023 году заработают первые линии завода «Нестле пурина петкер». Впрочем, приход нового крупного игрока вряд ли приведет к обострению конкуренции, считают аналитики: рынок кормов в регионах слишком большой, чтобы игрокам «толкаться локтями».

Рынок для производителей товаров для домашних животных из года в год демонстрирует стабильный рост вне зависимости от экономической ситуации в стране

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

В 2020 году компания Mars Petcare провела третье трекинговое исследование популяции домашних животных в России, опросив более 7 тыс. жителей городов и сельских поселений. По данным исследования, домашние животные есть у 59% российских семей, и их популяция продолжает расти: с 2017 года численность питомцев выросла на 23% и достигла 63,5 млн: 22,6 млн собак и 40,8 млн кошек. Темпы роста ускорились по сравнению с предыдущим трехлетним периодом, когда увеличение составило 14%. В Сибирском федеральном округе 8,7 млн питомцев (13,7% от общего числа по России), из них 5,3 млн кошек и 3,3 млн собак.

При этом все больше заводчиков выбирают полнорационные корма промышленного производства: их используют 52% владельцев собак (45% в 2017 году) и более 80% владельцев кошек (76% в 2017 году). Согласно исследованию Mars Petcare, жители Сибири воспринимают питомцев как членов семьи, друзей, что приводит к росту популярности лакомств промышленного производства. Так, 24% владельцев кошек и 26% собак покупают им специальные лакомства. Средние траты на питомца в год составляют 5,8 тыс. руб.

«Ситуация в Сибири не отличается от общероссийских тенденций. В целом производство кормов для домашних животных в России устойчиво растет в последние годы, как за счет внутреннего спроса, так и за счет увеличения экспорта. Этому способствуют общее старение населения (пожилые люди более склонны заводить домашних животных), урбанизация (горожане чаще используют для животных специализированные корма), общий рост цен на продовольственные товары»,— рассказал эксперт ИК «Универ капитал» Сергей Дроздов.

По его словам, в 2020 году дополнительным стимулом для увеличения спроса на корма стали длительные локдауны и переход большинства сотрудников на удаленный режим работы, подтолкнувший многих к тому, чтобы обзавестись животными.

По словам главного менеджера проектов в производстве «Нестле пурина петкер» в России Станислава Вибе, доля промышленных кормов в рационе кошек и собак в России в несколько раз ниже, чем, например, в странах Западной Европы, что свидетельствует о высоком потенциале категории и всего российского рынка. «Сибирь, как и Россия в целом, — перспективный рынок для производителей товаров для домашних животных. Из года в год он демонстрирует стабильный рост вне зависимости от экономической ситуации в стране: люди предпочитают не экономить на своих питомцах. Высокая востребованность кормов обу­словлена их ежедневной потребностью, из-за чего в продажах категории отсутствует какая-либо сезонность»,— прокомментировал господин Вибе.

Регионы в тренде

Компания Mars Petcare (корма для животных Whiskas, Pedigree, Royal Canin, Sheba и др.) пришла в Новосибирскую область в 1998 году. На фабрике в Новосибирске производятся сухие и влажные корма, а также находится склад готовой продукции, поставки с которого ведутся в магазины Сибири, Урала, Дальнего Востока и Казахстана. В 2019 году компания инвестировала 1,7 млрд руб. в увеличение мощности фабрики, открыв здесь третью линию по производству влажных кормов. В числе инвестпроектов в регионе на 2021 год — развитие третьей очереди завода Mars. По оценке министра экономического развития Новосибирской области Льва Решетникова, объем инвестиций составит 0,8 млрд руб.

Осенью 2020 года стало известно о планах компании «Нестле пурина петкер» построить фабрику по производству кормов для животных в городе Бердск Новосибирской области. Здесь будет создано 250 рабочих мест, мощность производства составит 75 тыс. т кормов в год, а объем инвестиций превысит 10 млрд руб. По словам Станислава Вибе, ранее анонсированные даты остаются в силе: ввод в эксплуатацию первых производственных линий намечен на 2023 год. Сейчас идет подготовка к началу строительства: заключаются договоры на подключение предприятия к инфраструктурным сетям и коммуникациям, формируется команда проекта. Первые сотрудники уже приступили к работе.

По данным интернет-выставки «Производство России», в России более 60 местных производителей корма для домашних животных, из них в Сибири — более 15. Например, в Новосибирской области корма для кошек и собак производят ООО «Прорацион» (ТМ Delicana), ООО «ТД Порцелан» (ТМ Estrudo).

В Алтайском крае производством кормов и лакомств для домашних животных занимается корпорация «Тавела» (ТМ «Мясоешки»), компания «Агросибкорм-22» (ТМ «Глебушка»). В Кемеровской области производством экструдированных кормов среднего и экономкласса для собак занимается ООО «Гранд». В Омской области «Сибснабкоммерц» производит еду для собак под торговой маркой «Киоко». В Томской области ООО «Норман» выпускает сухой корм для собак средних и крупных пород. Еще один томский производитель — ООО «Эко-групп» — производит корм для кошек и собак «Холка». В марте 2021 года директор предприятия Антон Хороших говорил о планах через пять-семь лет занять до 5% российского рынка кормов для домашних животных. Предприятие производит около 10 т корма в месяц, но его производственные мощности позволяют увеличить объемы в десять раз, рассказывал господин Хороших.

Промо и премиум

Основными трендами на рынке производства кормов для питомцев представители компании Mars Petcare назвали рост популяции домашних животных, рост продаж по каналу e-commerce и увеличение популярности промотоваров, что делает продукт доступнее. Так, доля промо в объемах увеличилась с 42,2% в феврале 2019 года до 51,8% в феврале 2021 года (по показателю MAT — Moving annual total). Среднегодовые темпы роста канала e-commerce с 2018-го по 2020 год составили 88,1%. В период локдауна (март—май 2020) рост составил 117% по отношению к аналогичному периоду 2019 года, рассказали в компании.

По мнению Сергея Дроздова, специфика российского рынка в том, что у нас наблюдается явный перекос в пользу кормов для кошек — они составляют более 2/3 рынка в денежном выражении, среди владельцев собак тенденция к переходу на готовые корма менее выражена.

Еще одна тенденция — активный рост категории премиум. «Тенденции рынка таковы, что в ближайшее время ожидается только рост потребления»,— прокомментировали в «Прорационе».

По оценкам экспертов, на фоне увеличения спроса говорить о конкуренции между игроками сейчас не приходится. «Если взять заявленный в Новосибирской области проект Nestle с мощностью 75 тыс. т продукции в год, то даже наращивание производства лишь частично компенсирует среднегодовой рост спроса»,— считает аналитик «Фридом финанс» Евгений Миронюк. Завод строится в расчете на рост рынка кормов, говорит Сергей Дроздов: «В первую очередь его продукция будет за счет меньших затрат на логистику конкурировать с поставками из Центральной России и импортом. Также, в свете стремительного роста рынка Китая, компания может рассчитывать на его освоение». По данным Nielsen, маржинальность кормов для домашних животных эксперты оценивают в 20–70%.

Маргарита Делидович

Вся лента